R.E.M.

Группа образована в 1979 году в США. Майкл Стайп — вокал Питер Бак — гитара Майк Миллэ — бас-гитара Билл Берри — ударные

Первый концерт данного состава под названием R.E.M. состоялся 19 апреля 1980 года в Афинах, штат Джорджия. Все музыканты группы учились в университете штата, и все четверо вылетели с последнего курса за академическую неуспеваемость. Успех группы обеспечил прежде всего ее вокалист, Майк Стайп — не имея в составе такого эксцентричного музыканта с необычной вокальной техникой и своеобразной методикой работы с микрофоном (Стайп поет, не от рывая губ от сетки микрофона), R.E.M. оказались бы еще одной американской группой средней руки, эксплуатирующей гармонии и гитарный саунд The Byrds.

Добившись признания в университете и в родном городе, R.E.M. дали серию концертов за пределами штата и привлекли внимание не скольких радиостанций — одна из них финансировала запись дебютного сингла группы «Radio Free Europe» и выпуск его на независимой фирме Hibtone Records (1981 год). Работа понравилась критикам — они сделали вывод, что R.E.M. способны уйти от слепого копирования чужой стилистики и обладают способностями сказать свое собственное слово в роке.

Постепенно из музыки R.E.M. начали уходить гармонии кантри-фолк, в партиях бас-гитары появился неожиданный драйв, что придало композициям слегка тревожную атмосферу, несколько напоминавшую ту, что присутствовала в композициях The Who на раннем этапе творчества. Учитывая яркий вокал Стайпа и его талантливые, часто глубоко личные стихи с налетом экзистенциа лизма, R.E.M. стремительно прогрессировали, их саунд не имел ни чего общего со звуковыми решения ми подавляющего большинства американских групп эпохи пост-панка.

На волне успеха дебютного мини-альбома «Chronic Town», получивше го в 1982 году положительные рецензии в большинстве музыкальных изданий США, полнометражный альбом группы «Murmur» (1983 год) имел триумфальный успех — журнал «Rolling Stone» признал эту работу «лучшей пластинкой года», а поклонники группы с такой скоростью скупали диск, что фирма IRS Records была вынуждена трижды допечатывать тираж, доведя его до 150 тысяч — цифра внушительная, а для первого альбома просто огромная! Сформировалась армия фэнов R.E.M. и в Европе, где «Murmur» так же имел фантастический успех.

Следующий альбом — «Reconing» вышел в 1984 году, по ряду причин, среди которых не последнюю роль играла дороговизна студии, диск за писывался очень быстро, всего за 12 дней, и это обстоятельство не могло не сказаться: работа получилась очень неровной, как по качеству во шедшего в альбом материала, так и по настроению. Композиции варьировались от нервных и раздражительных («So, Central Rain») до откровенно ехидных и сатирических («Rockville»). Несмотря на это, альбом продавался неплохо, хотя отобранные с него синглы, коммерческого успеха не имели и на радио звучали очень редко, — впрочем, это было характерным явлением не только в случае с R.E.M.: в середине 80-х на успех синглов могли рассчитывать лишь группы мэйнстрима тяжелого рока.

Тем не менее, упорство, с которым R.E.M. выпускали заведомо провальные синглы, возымело свое действие: у американских и европейских поклонников группы складывалось впечатление, что музыканты каждую неделю записывают новую композицию, и реноме R.E.M. заметно росло. Критики тепло приняли следующий альбом «Fables Of The Reconstruction», хотя пластинка получилась однообразной, без присущего R.E.M. блеска, что, по-видимому, объяснялось внутренними разногласиями в группе.

Диск 1986 года «Life’s Rich Pageant» обнаружил первые признаки политизированности R.E.M. — не смотря на недоумение значительной части своих фэнов, политическая на правленность песен, тем не менее, стала той движущей силой, которая в конце 80-х вывела R.E.M. в число «новых супергрупп». В своих стихах Стайп принялся обличать аморальность американского образа жизни, однако, несмотря на злобность текстов, музыка группы по-прежнему оставалась жизнерадостной, и, не исключено, что такого рода контраст и был залогом успеха R.E.M. того периода. Композиции «Cuyahoga» и «These Days» апеллировали прежде всего к молодежной аудитории — квинтэссенцией ироничного взгляда на проблемы и собственное творчество стал альбом 1987 «Document» и композиция с весьма характерным названием «It’s The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine)». Так же выпущенная синглом, эта вещь имела успех в Великобритании — вероятно, в силу того, что перекликалась с похожими вещами популярной в тот период британской группы Housemartins.

В 1988 году вышел следующий альбом, «Green», — в США диск про давался медленно, но стабильно. «Упреждающий сингл-разведчик» «Orange Crush» вошел в английский Тор 30, а следующий — «Stand» — занял 6-е место в чартсах США. В целом, «Green» можно определить как проблемный альбом, посвященный защите окружающей среды (в первую очередь это касается композиции «You Are The Everything»), однако эта работа R.E.M. в гораздо большей степени, чем все предыдущие, акцентировала внимание слушателя на вокале Стайпа и его стихах. Что, в свою очередь, привело к тому, что Майка Стайпа, против его воли и желания, провозгласили «рупором нового поколения». На последовавшем за альбомом мировом турне стало ясно, что R.E.M. из просто хорошей группы превратились в монстра стадионного рока — воспользовавшись представленными возможностями, R.E.M. усложнили свое сценическое шоу: Стайп занимался с хореогра фом и демонстрировал зрителям не что среднее между акробатическими этюдами и танцевальными па, на концертах стали вовсю использовать пиротехнические и световые эффекты.

После почти двухлетнего турне по всеми миру группа вновь заявила осебе в 1991 году новым студийным альбомом «Out Of Time» — несмотря на то, что в предыдущих дисках R.E.M. время от времени использовали духовые инструменты, публика все же оказалась не готова к звучанию полной духовой секции; не ожидали поклонники и участия в записи пластинки не имеющих ничего общего ни со стилистикой, ни с идеологи ей R.E.M., вокалистки B-52’s Кейт Пирсон и продюсерской рэп-команды Boogie Down Productions. И все же, несмотря на шок, фэны оценили эту мощную работу — практически все лирические вещи с «Out Of Time» попали в хит-парады, а сам альбом возглавил чартсы США и Великобритании и был признан журналом «Billboard» «шедевром». Огромным успехом пользовались синглы «Losing My Religion» (хотя в ряде стран видеоклип этой вещи был запрещен по религиозным соображениям), «Shiny Happy People» и «Near Wild Heven». Эта пластинка стала переломной в творчестве R.E.M. — группа получила за нее все мысли мые премии (в том числе и «Грэмми» в категории «лучший альбом года») и стала новым критерием звукозаписи.

В октябре 1992 года R.E.M. выпустили очередной студийный альбом, «Automatic For The People», который мгновенно стал международным бестселлером — как и предыдущий, этот диск вновь возглавил хит-парады США и Великобритании и собрал несколько «платин». В число хит-синглов пробились «Drive», «Everybody Hurts» и «Man On The Moon» — в последней Стайп удачно имитировал вокальную манеру Элвиса Пресли, композиция и ее черно-белый видеоклип удостоились специальных премий MTV. Одновременно начали раздаваться обвинения R.E.M. в «монументальности» творчества и в предательстве идеалов «независимого рока» — и это несмотря на то, что группа никогда не отождествляла себя с движением «инди», а на независимой фирме записала лишь дебютный сингл!

Однако волна негативного отношения, видимо, сыграла свою роль, и в 1994 году R.E.M. выпустили альбом «Monster», который представляет великолепный образец «сырого рока с кровью». В определенной степени, «Monster» был сделан в угоду публике, но данное обстоятельство отнюдь не умаляет достоинств этой пластинки — такие композиции, как «What’s The Frequency, Kenneth?», «King Of Comedy», «You», «Star 69» и «Tongue», свидетельствуют о тонком понимании природы рок-музыки и дают возможность увидеть всю многогранность таланта R.E.M.

Альбом конца 1996 года «New Adventures In Hi Fi», в целом, развивает концепцию раннего этапа творчества R.E.M., однако по саунду пластинка весьма отличается от всего того, что делали R.E.M. раньше: в отдельных фрагментах группа звучит как Pink Floyd, а некоторые мелодические решения, которые принимают музыканты, вообще не свойственны американскому року, что еще раз подтверждает мнение поклонников R.E.M.: это группа с сугубо европейским подходом к рок-музыке.


Chronic Town (IRS) — 1982 [mini LP]

Murmur (IRS) -1983

Reckoning (IRS) – 1984

Fables Oflhe Reconstruction (IRS) -1985

Life’s Rich Pageant (IRS) – 1986

Document (IRS) — 1987

Dead Letter Office (IRS) — 1987

One I Love (IRS) — 1987 [CD EPs]

Green (IRS) — 1988

Eponymous (IRS) — 1988

Stand (Warner Bros.) — 1989 [CD EPs]

Out Of Time (WarnerBros./IRS/EMI) — 1991

The Best OfR.E.M. (MCA) — 1991

Automatic For The People (Warner Bros./IRS) -1992

The Automatic Box (WEA) — 1994 [CD boxed set]

Monster (Warner Bros.) — 1994

Acoustic (Swingin’ Pig) — 1994 [officialfan-club issue]

New Adventures In Hi Fi (Warner Bros.) — 1996

%d такие блоггеры, как: