Поклонники рока обычно (и часто справедливо) пренебрежительно относятся к поп-музыке. Однако в том, что такое поп-музыка, мнения расходятся. Оказывается, провести чёткую границу между рок — и поп-музыкой непросто. для одного Майкл джексон — это рок, а для другого — «попса».

Название поп-музыка (pop music) происходит от сокращенного словосочетания «популярная музыка» (popular music). Однако обозначают эти наименования разные музыкальные явления. К поп-музыка относят наиболее известные и часто исполняемые произведения (в том числе народные, джазовые, симфонические и др.). К ней можно в той или иной степени причислить творчество и Гленна Миллера, и Иоганна Штрауса (1825-1899), и даже Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Поп-музыкой первоначально (в 50-х — первой половине 60-х гг.) называли и поп, и рок-музыку. Позднее данные понятия разделились. К поп-музыке стали относить развлекательную массовую музыку, предназначенную для слушателя с усреднённым вкусом. При этом она основана на направлениях, стилях и жанрах современной музыки — рок-музыки, соула, фанка  и др., и в этом её отличие от популярной музыки в широком смысле слова.

Однако и в творчестве многих рок-музыкантов были периоды, студийные или концертные работы, наконец, просто отдельные произведения, которые можно причислить к поп-музыке. И наоборот — поп-звёзды иногда обращались к року. Вместе с тем некоторые композиции, превратившиеся в классику рок-музыки, с течением времени теряют новизну и начинают восприниматься как поп-музыка.

Поп-музыка 50-60-х годов

Самое раннее направление рок-музыки — рок-н-ролл. Соответственно первыми поп-музы кантами стали исполнители приглаженного, «коммерческого» рок-н-ролла, обычно выступавшие в сопровождении оркестра. Канадский певец и композитор Пол Анка (Paul Anka) родился в 1941 г. в Оттаве. Музыкальное дарование проявилось рано, и Пол пришел на эстраду ещё подростком. В 1957 г. он переехал в Нью-Йорк и представил свои записи в компанию «Эй-би-си — Парамаунт» (ABC — Paramount Records). Среди песен шестнадцатилетнего Пола была «Дайана» (Diana) — она и принесла известность молодому исполнителю.

Singer Paul Anka, 19, w. his arms in the air, enjoying himself while singing to audience during his premiere performance at the Copacabana nightclub.

Уже к концу года песня возглавила хит-парады по обе стороны Атлантики, а в Великобритании держалась на вершине списков популярности девять недель. Затем последовали хиты «Ты — моя судьба» (You Are My Desliny), «Сумасшедшая любовь» (Crazy Love), «Одинокий парень» (Lonely Boy) и др. После выхода этих композиций Пола Анку узнал весь мир. Когда закончился контракт с «Эй-би-си — Парамаунт», музыкант выкупил права па выпуск своих записей. И не ошибся: впоследствии он получал солидные доходы от их переиздания. В 1978 г. Анка покинул сцену и переключился на сочинение песен. На этом поприще он тоже преуспел: создал такие хиты, как «Она — леди» (She’s A Lady) для британского певца Тома Джонса (Tom Jones) и «Мой путь» (My Way) для Фрэнка Синатры. Кроме того, Пол Анка писал музыку к кинофильмам, поставил несколько мюзиклов. Он автор более чем сорока песен, попа давших в разное время в хит-парады. Анка до сих пор продолжает выпускать альбомы и изредка выступать.

Frankie Avalon

Американский певец Фрэнки Авалон (Frankie Avalon, настоящие имя и фамилия Фрэнсис Томас Аваллоне, Francis Thomas Avallone) родился в 1939 г. в Филадельфии. Свои первые шаги в поп-музыке он сделал в конце 50-х гг.: был трубачом местной группы «Рокко Энд Сейнтс» (Rocco And The Saints — «Рокко и святые»). На Авалона обратил внимание владелец звукозаписывающей фирмы «Чэнселлор» (Chancellor Records), искавший молодых певцов. Вскоре вышел дебютный сингл «Купидон» (Cupid). Однако только третий сингл «де де дйна» (De De Dinah), попавший в первую десятку американского хит-парада, принёс певцу успех.

Поп-музыка

В 1959 г. сингл «Венера» (Venus) возглавил список популярности в США. В том же году ещё шесть песен молодого исполнителя стали хитами. Авалон был особенно популярен у подростков, но к началу 60-х гг. поклонники охладели к своему кумиру. Тогда певец решил попробовать себя в кино. Фильм «Пляжная вечеринка» (Beach Party) с его участием получил признание у зрителей. Фрэнки Авалон снялся ещё в ряде картин, а затем отошёл от артистической деятельности. Певец изредка участвует в концертах ветеранов рок-н-ролла. Безбедное существование обеспечивает ему переиздание старых песен.

На рубеже 50-60-х гг. «коммерческий» рок-н-ролл пели и многие британские музыканты: Клифф Ричард, Томми Стил (Tommy Steele), Адам Фейт (Adam Fate), Билли Фью-ри (Billy Fury) и др. Однако музыкальная карьера большинства из них завершилась с появлением группы «Битлз».

К середине 60-х гг. возникло немало групп, подражавших «Битлз». Так, успех фильма «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night, 1964 г.) с «Битлз» в главных ролях натолкнул руководство компании «Каламбиа» (Columbia Records) на идею создать подобный телесериал. Из пятисот претендентов отобрали по внешним данным четверых молодых людей. В результате в 1965 г. была образована американская группа «Манкиз» (The Monkees — «Обезьяны»).

Её участники обладали весьма средними вокальными данными, а инструментами, по их собственному признанию, владели ещё хуже. В студии за них играли приглашённые музыканты, на сцене же эта четвёрка выступала под инструментальную фонограмму (первый пример подобного рода оказался впоследствии заразительным). Тем не менее «Манкиз» пользовались невероятной популярностью: их песни попалали в хит-парады, а пластинки становились «золотыми». Группа распалась в 1968 г., но затем несколько раз собиралась вновь, и переиздания её записей раскупались поклонниками.

Поп-музыка

Приблизительно в те же годы появились поп-музыканты, репертуар и сценический образ которых были рассчитаны прежде всего на подростков. Подобная музыка получила название бабблгам-рок (bubble gum rock, от bubble gum — «пузырящаяся жевательная резинка» и «рок»). Характерный пример — британская группа «Бей Сити Роллерз» (Bay City Rollers — «Вертуны из Бей-Сити»), созданная в 1967 г. Пятеро симпатичных шотландских парней, тщательно скрывавших свой отнюдь не подростковый возраст, в музыкальном отношении, по мнению критиков, не пошли дальше подражания «Битлз».

Однако в начале 70-х гг. популярность «Бей Сити Роллерз» в Великобритании и особенно в США была очень велика. Группа, материально обеспеченная благодаря прежним успехам, существует до сих пор и иногда выступает с концертами на небольших сценических площадках.

В конце 60-х гг. в рок-музыке сложились хард-рок, арт-рок и др. Как следствие возникли новые музыкальные направления, пограничные между рок- и поп-музыкой. Музыка таких групп, как «Харт», «Форинер», и их последователей получила наименование «хард-поп» или «софт-рок».

%d такие блоггеры, как: