Возможно, 90-е годы ХХ в. и не оставят в истории музыки такого яркого следа, как 60-е, но это десятилетие, безусловно, запомнится настоящим бумом индустрии поп-музыки и появлением огромного количества как новых звезд, так и новых стилей.

Многие музыкальные обозреватели И критики 1990-х гг., растерявшись от невиданного разнообразия новых направлений, поспешили возвестить, что «старый добрый рок» умер. Действительно, звезд предыдущих десятилетий уверенно вытесняли со сцены и из чартов дерзкие новички, изобретающие новые жанры и направления с непривычными названиями: грандж, брит-поп, рагга, трип-хоп, джангл, драм-н-бэйс, гараж…

Эксперименты со звуком

Как и в прежние годы, лидерами в поиске нового звука были английские и американские музыканты. Пресытившаяся «чересчур сладкими» мелодиями и ритмами 1980-х гг. молодежь приветствовала появление более резкого и порой агрессивного направления грандж, родоначальниками которого принято считать американскую группу Nirvana. Успех вышедшего в сентябре 1991 г. альбома Nevermzind превзошел все ожидания, а хит Smells Like Teen Spirit стал настоящим манифестом нового стиля. В 1994 г., после самоубийства лидера группы Курта Кобэйна, казалось, что грандж умер, но знамя подхватили Реагl Jam и другие группы.

Имидж — всё!

Невероятный уровень коммерциализации поп-индустрии привел к тому, что как, например, B случае с Мерлином Мэнсоном, неутомимо пропагандирующим свободные нравы. В противовес ему Бритни Спирс подогревала интерес публики широко разрекламированным целомудрием.

Именно 90-е стали временем безраздельного господства компьютера в музыке, причем не только в новомодных направлениях вроде техно, электро или гараж, но и в песнях почтенных корифеев рок-музыки. Компьютер пишет песни, аранжирует их, придумывает варианты сценического оформления и даже корректирует голоса исполнителей. Живой звук становится редкостью.

Только девушки

Спрос на сексапильный образ породил бум женских вокальных коллективов и солисток. Одним из наиболее успешных поп-проектов стал британский ансамбль Spice Girls — пятерка девчат с модельной внешностью и незатейливыми, но легко запоминающимися шлягерами. Общий тираж их альбомов за четыре с половиной года составил 35 млн. дисков, а брак одной из «перчинок» — Виктории Адамс — с кумиром футбольных болельщиков Дэвидом Бэкхемом значительно рас-ширил «базу поддержки» ансамбля.

Мода на женские вокальные группы становится повсеместной, не обойдя и страны бывшего СССР. На эстраде один за другим появляются новые коллективы. Большинство из них оказывается бабочками-однодневками, но хорошо раскрученные ансамбли — например, «Лицей», «ВИАгра», «Стрелки» и «Блестящие» — пользуются стабильным успехом.

«Попса»

Этим термином более взыскательные любители музыки в странах СНГ окрестили засилье самого легкого эстрадного жанра, который, по выражению одного критика, замешан на «больших деньгах, тоннах косметики и минимуме творчества».

Собственно, это не отдельный жанр, а скорее китч в поп-музыке, и поэтому от добротного «попа» или некоторых направлений в роке его отделяют такие не абсолютные, но хорошо ощутимые понятия, как вкус и талант. Слащавость и вторичность — основные отличительные черты «попсы», и многие музыкальные критики единодушны B том, что по этим показателям 1990-е годы побили все рекорды.

Рок или поп?

Грань между поп- и рок-музыкой также подчас весьма условна. Например, вскоре после того, как «Океан Эльзи» — один из лидеров украинской музыки 90-х гг. — получил у себя на родине премию «Золотая Жар-птица» как лучшая поп-группа страны, B России их концерт «Я на небі був» был признан лучшим альтернативным альбомом года. Когда через два года «ОЭ» во второй раз назвали лучшей поп-группой Украины, музыканты были по-настоящему удивлены, поскольку считали, что играют рок.

MTV

Одним из главных средств раскрутки поп-звезд в 1990-х годах стал телеканал MTV — Music Television, начавший свою работу в Нью-Иорке в 1981г.

Благодаря спутниковому и кабельному ТВ его смотрят практически во всех странах мира. Для начинающих исполнителей показ клипа на MTV — не только мечта, но и залог успеха. Благодаря Интернету и другим интерактивным средствам связи телеканал отслеживает и публикует в реальном времени списки наиболее популярных исполнителей, и оказаться в рейтинге Тор 40 MTV куда престижнее, чем в чартах старых и авторитетных изданиях вроде The Rolling Stone.