Интерес к западной и отечественной рок-музыке не остался не замеченным комсомольскими организациями, призванными отвечать за моральный облик молодёжи, и Министерством культуры.

Желая отвлечь молодых людей от рока, власти предприняли попытку создать официальные музыкальные группы. Термин «рок» воспринимался руководящими органами со знаком минус, и вновь образованные коллективы получили наименование вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).
В отличие от своих рок-прототипов эти ансамбли были более многочисленными по составу. Помимо ритм-секции, в которую традиционно входили ударные и бас-гитара, они включали: две гитары, клавишные, духовую секцию (саксофон, тромбон, труба) и нескольких солистов. В идеале творчество рок-группы — результат совместных действий участников; у коллектива обычно есть некий неформальный лидер.

В ВИА всё оказалось перевёрнуто с ног на голову. Они создавались в рамках государственных организаций (Росконцерт, Москонцерт, филармонии и т.д.), поэтому у каждой подобной группы обязательно существовал так называемый художественный руководитель.

Как правило, им являлся человек, имевший достаточный вес и связи, чтобы «пробить» разрешение на образование ансамбля. Этот руководитель обычно и определял репертуар коллектива.

Западные группы основное внимание уделяли работе в студии — записи альбомов (их выпуск и приносил основной доход). ВИА, даже самые известные, имели в своём активе не более двух-трёх долгоиграющих пластинок. Отчасти такое положение объяснялось ограничениями на подобную тематику, существовавшими во Всесоюзной фирме «Мелодия» (монополист по изданию пластинок в Советском Союзе).

Мелодия

Впрочем, для выпуска новой музыки у большинства ансамблей просто не было актуального и регулярно пополняемого репертуара. ВИА во главу угла ставили концертную деятельность, благо на бескрайних просторах страны можно было годами гастролировать с одной программой. Изголодавшееся по современным ритмам население повсеместно обеспечивало аншлаги, даже когда местом проведения выступлений выбирались стадионы.

виа

Вопрос о качестве музыки не поднимался, да и вкусы аудитории не отличались требовательностью. Западные артисты в СССР до 80-х гг. не гастролировали, а отечественные рок-группы были вынуждены довольствоваться редкими концертами. Записи рок-музыки в Советском Союзе практически не издавались. Это во многом объясняет успех ВИА в нашей стране.

В 1966 г. в Ленинграде появился первый в стране вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». В марте 1967 г. уже в Москве начал активную деятельность ВИА «Весёлые ребята» под
управлением Павла Слободкина. За два с лишним десятилетия существования в его составе побывали многие исполнители, впоследствии ставшие широко известными эстрадными артистами. Леонид Бергер и Александр Лерман, Александр Буйнов и Анатолий Алёшин, Александр Барыкин и Вячеслав Мале-жик, Алексей Глызин и Вячеслав Добрынин — вот далеко не полный список участников коллектива. Даже бескомпромиссный Александр Градский короткое время работал в «Весёлых ребятах». И именно в составе «Весёлых ребят» стала звездой Алла Пугачёва. К началу 70-х гг. ВИА распространились повсеместно. Наибольшую известность в разные годы завоёвывали ВИА «Самоцветы» (под управлением Ю. Маликова), белорусские «Песняры» (под управлением В. Мулявина), челябинский «Ариэль» (под управлением Ю.Ярушина), «Поющие сердца» (под управлением В. Векштейна).


Рок в России – становление (часть 1)
Продолжение следует…