На раннем этапе в русском роке преобладал мелодичный бит. Однако уже к концу 60-х гг. возник интерес к музыке более сложной — и по структуре, и гармонически. Музыканты начали использовать разнообразные ритмические рисунки, развёрнутые инструментальные соло. Стала цениться способность к импровизации, возросли требования к мастерству инструменталистов. Получили более широкое применение устройства для изменения звучания инструментов. Усилилось стремление к исполнению собственных произведений.

В начале 70-х гг. российские рок-группы накопили достаточный опыт, чтобы появился отечественный арт-рок. Ярчайший представитель этого направления в нашей стране — московская группа «Високосное лето».

Двери профессиональных звукозаписывающих студий для рок-музыкантов долгое время были закрыты. Поэтому и судить об их музыке 60-х — первой половины 70-х гг. можно лишь по рассказам очевидцев, что само по себе дело весьма сомнительное. Качество же бытовых магнитофонов, которые предлагала советская торговля, даже в середине 70-х гг. оставалось настолько низким, что самодельные записи сейчас воспринимаются лишь как «семейные» альбомы.

Широкое хождение имели концертные записи, в большинстве своём крайне низкого качества.

Чаще всего их делали «с воздуха»: сидящий в зале обладатель магнитофона направлял микрофон в сторону сцены. Если удавалось договориться со звукооператором и подключиться к пульту, получалась более качественная запись.

Наиболее распространёнными во второй половине 70-х гг. были записи «Машины времени» (концертная программа «Маленький принц»), «Високосного лета» и ленинградских «Мифов» несколько позже — «Воскресения», «Аквариума» и других рок-групп.

Эпоха подпольной звукозаписи

Начало эпохи подпольной звукозаписи рок-групп связано с появлением в конце 70-х гг. на прилавках магазинов модифицированных катушечных стереомагнитофонов со скоростью 19 см/с: «Юпитер», «Ростов», «Маяк». Примерно тогда же стали продавать студийные стереофонические двухдорожечные магнитофоны: отечественный «МЭЗ-62» и венгерский «СТМ» (STM). У этих аппаратов максимальная скорость была больше — 38 см/с.

Увеличение скорости позволяло зафиксировать более качественный звук. Кроме того, при перезаписи получившегося материала на другой магнитофон с одновременным добавлением новых инструментов качество первоначальной записи почти не страдало. Именно на вышеперечисленных магнитофонах были записаны практически все лучшие композиции отечественного рока тех лет.

Один из первопроходцев звукозаписи рок-музыки в Москве — бас-гитарист Александр Кутиков («Машина времени», «Високосное лето»), сумевший в 1977 г. устроиться на работу в учебную студию ГИТИСа. В студии, оснащённой чешским пультом для микширования «Тесла» (Tesla), магнитофонами «МЭЗ-62» и «СТМ», Кутиков записал «Високосное лето», в 1978 г. — двойной альбом «Машины времени», в 1979 г. — дебютный материал группы «Воскресение». Однако активная концертная деятельность «Машины времени», музыкантом которой стал Кутиков, положила конец работе в студии ГИТИСа.

В течение следующего десятилетия записать рок-альбом в столице было непросто. Группа «ДК» работала над первыми альбомами в подвале общежития Московского государственного института стали и сплавов. Группа «Крематорий» две первые студийные работы записала в радиоцехе Московского театра имени Владимира Маяковского. Музыканты «Воскресения» свой второй альбом записывали в подвале Московского государственного института международных отношений на аппаратуре, взятой взаймы у друзей.

Продолжение следует…