Современный кинематограф невозможно представить без музыки, которая является одним из ключевых методов передачи атмосферы сцены. Иногда киноделы выбирают для аккомпанемента уже готовые композиции, однако в большинстве случаев они заказывают композиторам полноценное музыкальное оформление, которое нередко обретает самостоятельность и даже превосходит фильм по значимости.

Мы собрали для вас 10 культовых, признанных и недооцененных работ, достойных внимания не только в сочетании с видеорядом, но и сами по себе.

Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)

Греческий композитор Вангелис настолько впечатлился музыкальной технологической революцией, что даже для написания саундтрека исторической драмы «Огненные колесницы» он предпочел синтезатор живому оркестру, но уже в следующем году фантастический нуарный детектив Ридли Скотта позволил корифею электронного симфонизма проявить все свое мастерство в любимом стиле. Вооружившись самым передовым инструментарием на тот момент, он оправдал все ожидания, подчеркнув холодное очарование мира будущего завораживающими медитативными композициями, а благодаря изумительной заключительной композиции можно с уверенностью говорить, что титры посмотрели все.


Звездные войны IV-VI / Star Wars (1977–1983)

В отличие от коллеги, Джон Уильямс проиллюстрировал самую знаменитую фантастическую киносерию обычным оркестром, однако маэстро, завоевавший в этом списке не одно место, проделал настолько впечатляющую работу, что шедевр Джорджа Лукаса невозможно представить в другом оформлении. Такой позиции придерживается и консервативный Американский институт киноискусства, известный составлениями различных списков ста лучших лент, актеров и саундтреков, в котором «Звездные войны» обогнали классические фильмы вроде «Унесенных ветром» и «Лоуренса Аравийского» и заслуженно взобрались на высшую ступень.


Искатели утраченного ковчега / The Raiders of the Lost Ark (1982)

Перед тем как завершить работу над оригинальной джедайской трилогией, Джордж Лукас написал сценарий для первой картины в приключенческой серии об археологе Индиане Джонсе, а над саундтреком работал все тот же Уильямс, который в очередной раз подтвердил статус одного из ведущих композиторов в киноиндустрии.


Список Шиндлера / Schindler’s List (1993)

Вездесущий Джон Уильямс сотрудничал со Стивеном Спилбергом и без посредничества Лукаса, но уже над более глубоким фильмом. Драматическая лента об ужасном времени запоминается не только драматическими сценами, но и проникновенной музыкой, которая ловко дополняет происходящее на экране, а не перетягивает одеяло на себя.


Хороший, плохой, злой / The Good, the Bad and the Ugly (1966)

Если кто-то может посоперничать за лавры лучшего кинокомпозитора с именитым американцем, то это Эннио Морриконе, но как бы ни была хороша музыка в триумфальной для итальянца «Омерзительной восьмерке» Тарантино, взявшая «Оскара» и «Золотого глобуса», прежде всего он известен как автор настоящего гимна Дикого Запада для культового фильма Леоне.


Крестный отец I-II / The Godfather (1972–1990)

Благодаря итальянскому послевоенному ренессансу кинематографа, возглавляемому Федерико Феллини и Лукино Висконти, на первый план вышла фигура Нино Рота, хотя вряд ли далекие от авторского кино люди смогут напеть хоть одну из его работ на Апеннинах, зато его визитную карточку знает каждый. Возможно, Фрэнсис Форд Коппола предпочел бы ему Морриконе, вскоре прославившемуся в криминальном жанре, однако тот в начале 70-х только делал первые шаги в Голливуде, тогда как Рота в полной мере прочувствовал дух «Крестного отца» и сочинил для него незабываемый саундтрек.


Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (1984)

Один из ведущих режиссеров жанра спагетти-вестерна Серджо Леоне отметился и гангстерской картиной, не забыв своего старого друга Морриконе, которому удалось привнести в популярную культуру еще одно памятное произведение.


Властелин колец I-III / The Lord of the Rings (2001–2003)

Когда для «озвучивания» экранизации Толкиена был выбран Говард Шор, в рядах кинокритиков возникли сомнения по поводу композитора, который долгое время писал для мрачных фильмов, в частности для лент Дэвида Кроненберга, и не имел опыта работы с подобными эпическими картинами, однако эксперимент обернулся огромным успехом, принеся автору музыки целых два «Оскара».


Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991)

Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти не только нашли общий язык как режиссер с композитором, но и работали вместе над саундтреком мистического сериала: первый писал тексты и задавал нужное настроение, а второй сочинял композиции в соответствующем ключе, в результате чего особенный сюжет получил особенный музыкальный бэкграунд.


Венецианский купец / The Merchant of Venice (2004)

Если экранизатор пьесы Шекспира ставил перед композитором задачу воссоздать музыку времен великого драматурга, то она с ним не справилась: современный подход к сочинению и простота формы сопровождения «Купца» явно контрастирует со стандартами раннего барокко, но, несмотря на это, саундтрек Джоселин Пук вышел выдающимся. Вместо того чтобы просто скопировать известные произведения той поры, она открыла их по-новому, вдохнув вторую жизнь, благодаря чему мы имеем возможность насладиться синтезом двух исторических течений искусства, которые кажутся несоединимыми.


10 лучших оригинальных саундтреков 80-х

Представляем вам лучшие саундтреки 80-х годов. Ностальгический позитиффчик!

Back to the Future

Huey Lewis and the News — Power of Love (Official Video)


Ghostbusters 1984

Ray Parker Jr. — Ghostbusters


Rocky III, 1982

Eye of the Tiger” by Survivor


The Breakfast Club 1985

Simple Minds — Don’t You (Forget About Me)


A View to a Kill, 1985

A View to a Kill by Duran Duran


The Last Dragon, 1985

DeBarge — Rhythm Of The Night


Top Gun, 1986

Kenny Loggins — Danger Zone


Beverly Hills Cop, 1984

Axel F — Harold Faltermeyer (Original Version)


The Jewel of the Nile, 1985

“When the Going Gets Tough, the Tough Get Going” by Billy Ocean


Mannequin, 1987

“Nothing’s Gonna Stop Us Now” by Starship


Dirty Dancing 1987

Bill Medley, Jennifer Warnes — (I’ve Had) The Time Of My Life