Современная российская поп-музыка начала складываться в 90-х гг., на заре становления отечественного шоу-бизнеса.

В Советском Союзе существовала монополия государственной звукозаписывающей фирмы «Мелодия» и было лишь несколько звёзд эстрады. В их число входили: София Ротару, Валентина Толкунова, Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы» и некоторые другие.

Они имели возможность стабильно издавать свои записи. После развала СССР на рынке звукозаписи появились компании, которые делают ставку на современную поп-музыку. Они работают с отдельными исполнителями и музыкальными коллективами, предлагающими новый способ подачи музыкального материала.

Первопроходцами в области массовой поп-культуры считают группы «Ласковый май» и «Мираж», которые тиражировали примитивную электронную музыку. Творчество этих коллективов имело необычайный успех: практически из каждого ларька на постсоветском пространстве раздавались «Белые розы» или «Музыка нас связала». Группа «Мираж» дала отечественной поп-музыке целую плеяду певиц: Наталья Гулькина, Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова, Татьяна Овсиенко в разное время пели в «Мираже». Примерно в это же время появились такие исполнители, как Олег Газманов и группа «Любэ». Они эксплуатируют в своём творчестве новые для российской аудитории темы казачества и просторечно-жаргонное обращение к слушателю.

С возникновением в России музыкальных каналов телевидения и прессы, публикующей списки популярности, попасть в звёзды отечественной поп-музыки стало проще. А для этого достаточно лишь несколько раз показать по телевидению видеоклип, снятый модным режиссёром, и напечатать фотографии и интервью в молодёжных журналах и газетах. Так в ‘России, как и на Западе, начали появляться звёзды-однодневки.

По заданным образцам формируются и так называемые «бой бэндз» (boy bands) и «гёрл бэндз» (girl bands) — группы, в которые входят только девушки или юноши. Задача подобных коллективов — привлечение молодёжной аудитории.

Первая «бой бэнд» — созданная продюсером Юрием Айзеншписом группа «Технология». Она предложила довольно жёсткую электронную музыку и имидж участников в стиле британской группы «Депеш Мод». В дальнейшем на российской поп-сцене более или менее успешно работали группы «Иванушки International», «Руки вверх», «Отпетые мошенники» и др.

Первая «гёрл бэнд» — известная с конца 80-х гг. группа «Комбинация». Её вокалистка Алёна Апина (родилась в 1967 г.) сделала удачную сольную карьеру. Позже были организованы и другие чисто женские коллективы: «Стрелки», «Блестящие», «Пропаганда», дуэт «Виагра».

Расцвет отечественного шоу-бизнеса был обусловлен появлением в стране новой профессии — продюсера. Именно продюсеры ныне определяют репертуар артиста, его облик, рекламную стратегию продвижения музыкального продукта на рынке. Наиболее известные российские продюсеры — Бари Алибасов (группа «На-на»), Игорь Матвиенко (группы «Любэ», «Иванушки International»), Александр Шульгин (певица Валерия), Игорь Крутой (продюсерский центр «Арс»), Игорь Селивёрстов (группа «Стрелки»),

Наряду с новыми молодыми исполнителями удерживают свои позиции и мэтры советской эстрады. Творчество Аллы Пугачёвой пользуется неизменным успехом. Певица активно гастролирует, выпускает альбомы, создала «Театр песни» и цикл передач «Рождественские встречи». Алла Пугачёва внесла неоценимый вклад в развитие отечественной популярной и рок-музыки. Она неоднократно оказывала поддержку начинающим артистам. Успешно продолжают выступать Иосиф Кобзон.

В начале 80-х гг. начал творческую деятельность композитор и певец Игорь Николаев. За свою более чем двадцатилетнюю карьеру он написал более ста хитов («Айсберг», «Расскажите, птицы», «Мельница», «Выпьем за любовь» и др.), которые исполняли Алла Пугачёва, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев. Николаев создал практически весь репертуар Наташи Королёвой, ставшей знаменитой после песни «Жёлтые тюльпаны».

Сольная карьера Ирины Аллегровой началась в 1990 г. Ранее певица сотрудничала с композитором Давидом Тухмановым и группой «Электроклуб». Среди самых известных шлягеров — «Странник мой», «Угонщица», «Я тучи разведу руками», «Императрица».

Вторая половина 90-х гг. ознаменована появлением новых молодёжных коллективов и исполнителей: группы «Мумий Тролль», Земфиры, коллективов, играющих танцевальную музыку («Hi-fi», «Демо», «Гости из будущего», «Вирус» и пр.). Секрет успеха группы «Мумий Тролль» — нетрадиционные тексты. В них нет банальных рифм и иронически подаются «кровавые» сюжеты, например: «В подворотне нас ждёт маньяк, хочет нас посадить на крючок…» («Утекай»), Ориентиром для себя музыканты избрали западные коллективы — «Дюран Дюран», «Оуэйзис».

Из числа исполнителей, работающих в стиле рэп, наибольшую известность на российской сцене получил ДеЦл.
Новое явление для отечественной поп-музыки — мюзиклы. В 2000 г. на сцене Московского театра оперетты был поставлен известный бродвейский мюзикл «Метро» (музыка Януша Стоклоса; русская версия Юрия Ряшенцева и Галины Полиди). Центр Стаса Намина осенью того же года поставил в Театре эстрады спектакль «Волосы». В 2001 г. Александр Цекало познакомил столичную публику с «Норд-Остом» (музыка и либретто Алексея Иваницкого и Георгия Васильева).

Подводя итог, можно сказать, что на становление отечественной поп-музыки большое влияние оказала западная культура, европейская и американская. И это не случайно, ведь поп-музыка как явление сложилась на Западе.