В Советском Союзе царила «своя» музыка, восхвалявшая тружеников, социалистические достижения и коммунистические партии. Музыкальные фестивали в СССР являли собой зрелище монохромное, а «заинтересованная» аудитория лишь придерживалась строгих рамок, установленных властями.

Но была и другая музыка. Загнанные в подполье рок и бит упорно искали своё место под солнцем славы и признания. Уже к концу 1970-х, по стране прошёл мощный удар рок-н-ролла. Каждый фестиваль в этом жанре слыл легендарным событием, о котором невозможно было просто так забыть. Подобные мероприятия взбудоражил советский люд, и стали началом громкой славы большинства групп.


Как всё начиналось…

Прошло более тридцати лет, но это фееричное событие глубоко засело в памяти многих фэнов и в музыкальной культуре русского рока в целом.

На протяжении трёх дней, несмотря на протесты комсомольских и партийных властей, подольская сцена Парка культуры и отдыха имени Виктора Талалихина разрывалась от не детской рок-игры. Тогдашний фестиваль получил название «Советский Вудсток», и стал «звёздным трамплином» для большинства не постеснявшихся громко заявить о себе музыкантов и коллективов.

Но подобные провокационные для СССР фестивали, пополняющие богатую копилку русского рока, были и до, и после. Давайте освежим память и вспомним самые яркие и скандальные рок-фестивали, потрясшие Советский Союз!


Каменск-Уральский, 1966 год

Первый рок-фестиваль в истории СССР датируется 1966 годом. Идея провести его пришла на ум фронтмену «Месяцевиков» — Владимиру Прокину.

Мероприятие действительно можно назвать легендарным, ибо зал заполоняло не несколько сотен, а тысяча слушателей! Подпольное музыкальное ремесло звучало на сцене ДК «Юность» до позднего вечера. Зажигательная программа пяти местных рок-групп включала в себя микс из битловских композиций и собственных андеграунд-творений самих музыкантов.

Но местные власти не оценили подобного рок-творчества. В дальнейшем, рокеров-бунтарей поставили на учёт в КГБ, а самого инициатора прошедшего безобразия приговорили к четырём годам лагерей.


«Серебряные струны», Горький, 1971 год

В начале 1970-х, рок в СССР слыл запрещённым жанром, активно загонявшимся в подполье. Чтобы хоть как-то легализоваться, группам исполняющим эту «непристойную» музыку приходилось примерять камуфляж эстрадных вокально-инструментальных ансамблей, либо — играть в более «лёгком» рок-н-ролльном стиле.

1971 год снял наконец таки с русского рока кандалы. Именно тогда, в Горьком состоялся первый Всесоюзный фестиваль в рамках конкурса — «Серебряные струны». Событие посвящалось юбилею города и на него съехалось свыше 30 бит и рок-групп Советского Союза.

Многие говорили, что победа в кармане у трио «Скоморохи», роль лидера в котором была отведена Александру Градскому. Не менее высоко расценивалось рок-мастерство и донецкого «Солнечного камня». Ленинградские «Аргонавты» также нашли свою публику. Последние имели явное преимущество в лице виртуозного гитариста Сашки, известного сегодня как Александр Розенбаум.

Борьба за первое место напустила дикой жары. «Скоморохами» была составлена блестящая программа, с добавлением блюзов Рея Чарльза. Трио взбудоражило публику, а после исполнения «Джорджии» — весь зал почти что встал! Но на их фоне, не менее эффектно и виртуозно смотрелась и тёмная лошадка «Ариэль». В итоге, жюри оказалось в тупике и присвоило первое место двум командам.


«Весенние ритмы», Тбилиси, 1980 год

Это событие вошло в историю как одно из самых культмассовых рок-мероприятий в Советском Союзе. В течение 8 дней, двадцатка подпольных коллективов даровала советскому народу новое видение музыки на сцене филармонического зала Тбилиси. Именно «Весенние ритмы» показали окружающей прессе то, что действительно интересовало нынешнюю молодёжь СССР.

Вот что позже рассказал американский журналист о тбилисском фестивале: «Мы не могли поверить своим ушам! Когда на сцену вышла саратовская рок-группа «Интеграл» — я готов был поклясться богом, что это супер-известные музыканты!».

Событие случилось по инициативе филармонического замдиректора Гайоза Канделаки. Конечно уровень музыки всё же уступал созданному ажиотаж, но в целом проект получился знаменательным.

Во главе коллегии жюри сидел Юрий Саульский, что гарантировало справедливое судейство. Первое место присвоили двум коллективам: «Магнетик бэнд» и «Машина времени». Вторыми по мнению жюри стала группа «Автограф». В фестивале участвовал и «Аквариум» Гребенщикова, но лавров группа не удостоилась. Зато, умудрилась отметиться громким эксцессом. Ребятами было сыграно одно из самых фееричных выступлений за всю их историю, но излишняя эксцентричность принесла коллективу серьёзные проблемы. По завершению фестиваля, конкуренты «Аквариума» из ленинградской рок-мафии (некто Дрызлов) поспешили уведомить руководство городской культуры о скандале в Тбилиси. Конечно, история была «слегка» приукрашена и устрашена, из-за чего по возвращению скандальных музыкантов домой — их лишили репетиционного места, а самого лидера — должности лаборанта и членства в ВЛКСМ.

После фестиваля, компанией «Мелодии» был выпущен аж двойной одноимённый альбом! Свой вклад «Аквариум» в него не сделал, но зато в работу включили лучшие песни других команд, прозвучавшие за эти 8 музыкальных дней.


«Литуаника», Вильнюс, 1985 — 1989 годы

«Литуаника» — рок-мероприятие времён Перестройки и Гласности в Советском Союзе, ставшее ежегодной традицией. Впервые, событие состоялось в 1985 году, на одной из главных сцен Литовской столицы — Вильнюса.

По сути, это мероприятие было приемником «опусовских» традиций, фестиваля, также проходившего в этом городе с конца 1970-х по начало 1980-х. Именно «Литуаника» сделала весомый вклад в дальнейшее процветание литовского рок-движения.

По указу ВЛКСМ, самый первый фестиваль организовывался в честь XII Московского международного фестиваля молодежи и студентов. Организатором стал одноимённый интерклуб.


Московская «Рок-панорама», 1986 год

Это событие стало первым столичным рок-фестивалем. До этого, Москва видела лишь небольшие концерты в этом жанре. Инициаторами мероприятия стали политическая партия ВЛКСМ и пресса «Московский комсомолец». В качестве главного жюри была приглашена Пугачёва Алла Борисовна.

На фестиваль съехалось свыше 20 рок-групп, среди которых «Рондо», «Браво», «Машина времени», «Ария». Из почётных гостей можно выделить Александра Градского. Как и на любом рок-мероприятии, здесь не обошлось без эксцессов: к примеру, организаторов возмутил наряд девушек на сцене, а вернее «непристойная» длина их юбок.


Первый Всесоюзный рок-фестиваль «Подмосковные вечера», Черноголовка, 1987 год

1987-ой год стал прорывным в музыкальной рок-истории не только для столицы, но и для Советского Союза в целом. Фактически, Черноголовка была лишь репетицией «Подольска».

Будучи столицей, Москва умудрилась отставать от младшего брата. В конце июня 1987 года смелые люди решились на проведение своего бунтарского фестиваля. Сказать, что это было нечто глобальное — нельзя, но всё же оно свершилось и это было круто.

Символом фестиваля стал ёжик с гитарой. Была ли эта эмблема оригинальной — возможно, но больше она походила на рисунок по мотивам. Выступления музыкантов были настолько мелодичными, свободными и спокойными, что их традиционные ночные дебоши выглядели практически мило.

Из заметки Артёма Липатова: «…Высших похвал удостоились «ДДТ» под лидерством Юрия Шевчука. Их выступление было практически в самом конце, однако публика одарила коллектив оглушающими овациями, несмотря на то, что к вечеру ладони у всех горели. Отличился и «Наутилус Помпилиус», поразив всех высочайшим профессионализмом в своём ремесле. Блестящая игра, оригинальный образ, вырывающийся из статичного «окраса» прочих участников. Ничего не скажешь, талантливый вокалист, яркие и проницательные тексты…».

Видела ли Черноголовка нечто подобное в дальнейшем? На вряд ли. Этот фестиваль стал для огромного количества людей настоящим праздником, что было видно по многочисленным счастливым лицам в зале. В фойе была вывешена грифельная доска, на которой каждый желающий мог поделиться своим мнением об участниках. Кто-то оставил следующую надпись: «Взошёл звездою русский рок».


Фестиваль самодеятельных рок групп «Подольск—87»,
Подольск, 1987 год

Большинство музыкальных экспертов убеждено: это событие стало ключевым в истории русского рока. Долгое время оно было под запретом, но в конце концов организаторам удалось уломать министерство культуры на его проведение. Программа включала в себя выступления самых громких рок-групп, которые только были на то время.

Этот фестиваль получил название «Советский Вудсток». Его действительно можно назвать культмассовым: 40-ка тысячная аудитория, 26 участников со всех концов советского союза. Это культовое рок-событие обязано своей организацией 4 приятелям: Петру Колупаеву, Марку Рудинштейну, Сергею Гурьеву и Наталье Комаровой.

До запуска фестиваля оставалось 2 дня, однако подольский горком КПСС решил сорвать событие, объявив об отмене мероприятия. Но Колупаев не собирался просто так сдаваться. Хитростью он добился разрешения на проведение фестиваля. Правда, ему пришлось соврать конкурс заводской самодеятельности. Однако — оно того стоило.

Сцена не блистала. Мониторы отказывались работать, участникам не было слышно друг друга. Однако многочисленной толпе слушателей было плевать на эти формальности. Им наконец-то открыли глаза на интересный и радостный факт: андеграундные коллективы берут своё начало не только в столице или знаменитом Ленинграде, подпольное рок-движение захлёстывает каждый уголок СССР.

Официальные организаторы тем временем поняли, что их обвели вокруг пальца. Все выходные им пришлось «наслаждаться» композициями со словами типа «Твой папа фашист». Спустя 2 месяца после завершения культового мероприятия, Марк Рудинштейн лишился должности директора Зелёного театра.


«Сырок», Москва, 1988

В 1988 году, множество заявивших о себе на предыдущих фестивалях музыкантов уже были на слуху у аудитории. О них знали и их пластинки с удовольствием слушали.

Поэтому фестиваль «Сырок» стал «звёздным часом» для менее популярных, но — не менее талантливых групп: «Агата Кристи», «Вопли Видоплясова», «Не ждали» и «Гражданская оборона». Последняя, кстати, удостоилась титула победителя.

По окончанию фестиваля, никому доселе неизвестные «Агата Кристи» и «Вопли Видоплясова» прославились на весь СССР, но это были последние группы, играющие в андеграундном жанре, которым довелось добиться столь колоссального успеха. Движение рок-н-ролла постепенно перетекло в мейнстрим, выливающийся всё чаще в перестроенных телеэфирах. На протяжении последующих пяти лет «Комета» организовывала «Сырки», однако хватило и первого события, чтобы понять: героическая пора подпольного и окутанного завесой тайны «советского рока» нашла свой причал…


«Рок-акустика-90», Череповец, 1990 год

К моменту завершения советской власти, рок-н-ролльный поток захлестнул просторы изголодавшейся полуразрушенной империи.

Даже райцентры устраивали свои фестивали, на которых главенствующая роль отводилась, как ни странно, металлистам. Скорее всего это и стало предпосылкой для невероятного, супер представительного события «Рок-акустика-90», проведенного студёной зимой в Череповце. При этом, ему не требовалась огласка: не было ни рекламы, ни анонсов, но публика была безгранична…

Вот как объяснила мотив мероприятия заведующая отделом организации Горкома Комсомола: «Осенью мы проводили фестиваль «Монстры рока», но этот жанр музыки многогранен. Акустика — одно из его направлений, и мы хотели представить аудитории и её. Критики утверждают, что именно рок-акустика — уникальный феномен, зародившийся в нашем государстве. Как организаторам, нам непременно захотелось провести это мероприятие в качестве альтернативного дополнения к сентябрьскому…».

Выступать на первом концерте должны были Юрий Наумов, Юрий Морозов и «Дядя Го». Но в связи с различными причинами, все они отсутствовали. Перед организаторами встала серьёзная проблема: необходимо было найти замену. Спасителем ситуации стал Александр Пугачёв.

Отрывок из интервью с Троицким: «Кого бы я выделил в рок-акустическом жанре? — Есть парочка новоиспечённых и весьма талантливых групп. Я их не видел воочию, однако слышал их песни. Скажем, «Адо», «Дядя Го» и «Духи». Также восхищён мастерством некоторых бардов. Особенно порадовали Демин, Саша Холкин и «Полковник»».

Русский рок полностью перевернул мировоззрение и духовную культуры советского народа. Этот эксцентричный бунтарский жанр фамильярно ворвался в российскую музыкальную историю. Но он плотно в ней засел, ибо его песни летели вдаль, громко заявляли о том, что было принято считать андерграундом, и — заявляют до сих пор.

источник

Добавить комментарий