Наверняка каждый матёрый меломан, а уж тем-более преданный поклонник легендарной американской рок-группы Santana знает, что мелодичная «Black Magic Woman» по праву считается прекраснейшим произведением в творческой копилке упомянутого бэнда.

Написанная ещё задолго до своего звёздного часа Питером Грином — основателем британского блюз-рок-коллектива Fleetwood Mac, в качестве хита «Black Magic Woman» достигла мирового уровня лишь в исполнении Сантаны.

История песни «Black Magic Woman»

После выхода в свет в начале 90-х песни «Перекрёсток» («Ты ушла рано утром…») Сергея Чигракова, музыкальные знатоки сразу же определили в новом шлягере «Чижа» знакомые мотивы из старого, но бесспорно роскошного блюзового хита «Black Magic Woman». Впрочем, сам музыкант и не отрицал, что действительно «немного» почерпал вдохновения, правда в другой композиции под названием «Sensitive Kind», исполненную некогда Джи Джи Кейлом… Весьма занятно, что все три песни очень схожи между собой…

AMSTERDAM, HOLLAND: JJ Cale performs live at the Carre Theatre, Amsterdam in 1974 (Photo by Gijsbert Hanekroot/Redferns)

По правде говоря, установить авторство блюзовых хитов всегда невероятно проблематично… Так приевшиеся слуху риффы и мотивы активно блуждают от песни к песни, причём каждый автор не стоит на месте, наделяя своё произведение всё новыми изюминками и фирменными деталями. Именно такая участь (в самом хорошем смысле этого слова) и постигла легендарную «Black Magic Woman». Официально, авторство композиции принадлежит Питеру Грину из рок-блюз-бэнда Fleetwood Mac. Музыкант этот сочинил бессмертный шлягер в 1968 году. Хотя, вернее, всё же, будет сказать не «сочинил», а мастерски переосмыслил своё старое произведение «I Loved Another Woman», в частности — написал новые стихи.

Если рассматривать первоначальный вариант трека, то в нём наш любвеобильный герой каялся перед своей «зазнобой» в том, что поддался соблазнам другой женщины, что привело его к совершению большой ошибки… В знакомой же нам всем сегодня «Black Magic Woman» повествует о колдунье, приворожившей к себе героя при помощи своих магических чар… Так, название песни, как несложно догадаться, переводится не как «Чёрная магическая женщина», а как «Женщина, владеющая чёрной магией». К слову: ходят слухи, что к концу 60-х Питер Грин действительно погряз в оккультизме и наркотиках, что в конечном итоге сделало его наркозависимым и заставило оставить группу… Связаны ли эти события со смыслом песни — вполне возможно.

Говоря о версии Fleetwood Mac, нельзя сказать, что песня была обречена на забвение. Хоть и не удостоившись столь ослепительной славы, как в случае с Сантаной, сингл всё же занял 37-ю строчку британского Топ-40. Правда, впоследствии — уже после ухода Питера Грина — Fleetwood Mac приходилось напоминать гостям своих живых концертов, что «Black Magic Woman» была их большим творением ещё до того, как стала огромнейшим хитом Santana…

Уже через несколько лет оригинал был необратимо превзойдён версией Карлоса Сантаны. Кавер американской рок-группы, кстати, удостоился четвёртого места в топ-чарте, что весьма впечатляет.

Версия Сантаны

Потомственный латиноамериканец из знойной Мексики, в добавок к тому же потомственный музыкальный гений (отец обучал маленького Карлоса игре на скрипке, но стоило пареньку услышать блюз, как он навсегда забросил смычок и взялся за электрогитару) — в 1967 году Карлос Сантана перебрался в город возможностей Лос-Анджелес, где, собственно, и сформировал свою группу, назвав её просто и лаконично Santana.

К слову, свои родные корни музыкант не позабыл, а мастерски выразил в своём творчестве — музыка Сантаны включала в себя и рок, и джаз, и фолк, и, конечно же, фирменные латиноамериканские ритмы. Всё это сделало Карлоса чуть ли не отцом нового жанра — латин-рок. Вот и блюзовую «Black Magic Woman» он щедро «раскрасил» своей уникальной и очень разнообразной палитрой: конги, бонги и прочее… В концовку своего кавера группа поместила отрывок из «Gypsy Queen» — произведения венгерского джазмена Габора Сабо. Так, песня о владеющей магической силой женщине превысила по длительности пять минут, а во время живых выступлений бэнда так и вовсе могла доходить до десяти минут!

Вышедшая в 1970-м «сантановская» версия «Black Magic Woman» сразу же заняла четвёртую позицию в американском топ-чарте. Помимо этого, песня отлично дополнила роскошный альбом группы под таинственным названием «Abraxas»… Если углубляться в мифологию, то Абраксас представляет собой гностическое божество, олицетворяющее полноту жизни и правящее небесами. Такой выбор названия для альбома неудивителен, ведь в 70-х Карлос плотно подсел на всяческую герменевтику и мистику.

Говоря об альбоме в целом, то у Сантаны вышло очень недурно. Помимо «Black Magic Woman», особого внимания и похвалы заслуживает композиция «Oye Como Va», которая напоминает своими ритмами «ча-ча-ча»!