Иглс Отель Калифорния

Альбом «Hotel California» — пятый в карьере американцев, составивших группу «Eagles».

Он был издан Asylum Records на исходе 1976-го. Интересно, что одновременно это первая заявка команды без участия ушедшего из её состава Берни Лидона, родоначальника коллектива, а также басиста и солиста Рэнди Мейснера. Зато с участием Джо Уолша. «Hotel California» — альбом, прославивший «Иглз» на весь мир – он побил все рейтинги популярности мировых хитов (подсчитано, что лишь в Штатах куплено более 16 млн. экз.).

Экскурс в историю

Берни Лидон был разочарован тем вектором развития, по которому шла группа в конце 70-х. С момента зарождения группы его тянуло на близкий и родной кантри-рок и блюграсс, однако уже с 3-го альбома «On the Border» (1974), команда уверенно шла на мейнстрим в рок-музыке.


Ни финансовые успехи, ни концертные выступления на многолюдных стадионах не доставляли радости. «Мне нужны только солнце, море, чуть-чуть вина и моя старушка». Словно подтверждая это своё состояние, Лидон ушёл из состава группы на исходе 1975-го. Есть те, кто утверждает: перед тем как окончательно попрощаться, он залил пивом макушку Гленна Фрая, хотя почему – неизвестно.

В расписании группы на год вперёд окошек не существовало: это был динамичный насыщенный график, поэтому нужно было спешно искать первого гитариста, буквально за неделю. Что вполне удалось: в группу вошёл давний знакомый и прекрасный музыкант Джо Уолш. А переговоры о его входе в состав группы шли ещё задолго до выхода Лидона.Отель Калифорния гимн 70-х! Eagles «Hotel California» (1976)

Фрай позже признавался, что коллектив избегал распространения разноречивых слухов. Вначале планировалось, что Берни будет заменять Джо во время выступлений на австралийском континенте и в Новой Зеландии. Однако информация как-то просочилась, и стали поговаривать, что Джо планирует уйти, а группа на грани раскола. Примерно за полтора до выхода Берни из состава группы стало очевидно, что его уход – просто вопрос времени. Разговоры внутри коллектива шли с 1975-го года. Тогда ещё никого не искали на его место: сложно было подумать, что кто-то сможет вписаться так же идеально, как Джо. А четвёрка музыкантов уже не устраивала, удобнее и привычнее был состав из пяти членов группы.

Когда появился Джо Уолш, лицо «Eagles» совершенно изменилось. Направление кантри-рока с рокеровской манерой гитарной сменилось рок-н-роллом. При том что Уолш трактовал рок очень широко, не отказываясь от мягкости и мелодичности, отличавших «Eagles». Это была новая струя – и важный виток развития для обеих сторон: группа расширяла привнесённый материал, сам же Уолш внёс в звучание композиций жесткость и целенаправленность – доселе не характерные.

Отель Калифорния гимн 70-х! Eagles «Hotel California» (1976)

В это непросто поверить, но именно Уолш воплотил тот образ, который музыканты давно искали. Выпуская альбом за альбомом, они хотели закрепить за собой имидж уверенных в себе мачо, попирающих мир, но с большими сердцами, отрицающих всё, кроме главного. Однако от голливудского налёта избавиться было не так просто, поэтому «Иглз» выглядели как ковбои с картинки, без многомерности и глубины.

Отель Калифорния гимн 70-х! Eagles «Hotel California» (1976)

Первые выступления группы с Джо Уолшем были похожи на что-то шизофреническое. Играли несколько старых песен, а потом зрителям представляли Джо Уолша, который дальше участвовал в динамичном номере «James Gang» или «Barnstorm» — в этих коллективах он раньше состоял. Затем всё сменялось чуть смягчёнными композициями «Eagles». В числе зрителей было много фанатов «Eagles», не понимавших, откуда и как взялся Уолш. Однако было, пусть и немного, но зато шумно о себе заявлявших поклонников Уолша, которые с нетерпением ждали окончания материала «Eagles», чтобы на сцене вступил в свои права их любимец.

Когда ушёл Лидон, компания, издававшая альбомы группы, — Asylum Records – опасалась форс-мажора: всё-таки из группы ушёл её основатель. Поэтому было принято решение подвести итог работе за все годы. Результатом стал первый сборник «Eagles», названный компанией очень незамысловато: «Their Greatest Hits», 1971-1975. И он прославился гораздо больше, чем другие альбомы. Это был громкий успех, рейтинг продаж так больше никто и не побил во всей истории Штатов. Только в Америке его раскупили тиражом свыше 29 млн. экз., плюс более 42 млн. проданы в других странах.

Особенности альбома

Столь громкий успех маячил на фоне сознания группы, пока она записывала новый: музыканты должны были превзойти самих себя, чтобы составить конкуренцию продажам «Their Greatest Hits». Отчасти поэтому запись альбома «Hotel California» тянулась долго, с интервалами, с весны до осени 1976-го. Летом группа должна была ехать в концертный тур турне по Штатам: чтобы публика не забыла «Иглз», а разговоры по поводу ухода Лидона не прекращались и вызывали волну интереса у представителей музыкального сообщества, неблагоприятно влияя на репутацию команды. С самым большим скрипом шла финальная часть альбома, которую записывали прямо в поездке.

Как вспоминал позже Дон Хенли: «Мы должны были завершить запись с начала турне. Мы выступали на трёх концертах в разных городах, садились в самолет до Майами, а там писали до шести утра. Затем перелетали в другое место – выступать. Так заканчивалась работа. Нас даже не было в студии, когда сводились последние две песни. Шимчик сводил их без нас и дал прослушать где-то в пути».

Новое веяние, которое стало ощущаться после появления Джо Уолша, чувствовалось с начальных звуков первой песни «Hotel California». Ритмика, свойственная его сольным номерам и участию в «Barnstorm», давала о себе знать. Всем известное перекрестное гитарное соло на двух инструментах — Джо Уолша и Дона Фелдера – стало открытием и настоящим прорывом для группы. Дон Хенли говорил о композиции и об альбоме: «Это был год 200-летия США, и одновременно – наш ответ. Речь и об ушедших безвозвратно 60-х, о декадентстве и эскапизме, пережитых нами в 70-е. До середины 70-х мы словно бежали от действительности. Это был кризис, пока мы искали какой-то источник вдохновения, наподобие «Битлз» или чего-то такого».

Композиция «Hotel California» отчётливо воссоздала риски глянцевого шоу-бизнеса. Главный персонаж останавливается во время длительного путешествия в отеле, и его бросающаяся в глаз помпезность становится ужасным тупиком: из него нет выхода. Напрашивается ассоциация с рок-группой, проходящей путь от нищенского идеализма и работы в поте лица до изобилия и успеха, с полным безволием перед всемогущим финансовым механизмом.

С первых дней возникновения композиция «Hotel California» стала неотъемлемой частью репертуара «Eagles». Этот хит побил рекорд в списке Биллборда на целую майскую неделю в далёком 1977. Спустя три месяца после выхода песни RIAA зафиксировала миллионный тираж её продаж. В 1977-м группе присудили премию «Грэмми» за песню «Hotel California», признанную в качестве «Записи Года». Музыканты отсутствовали на церемонии вручения: Дон Хенли не особенно признавал подобного рода мероприятия.

Эту композицию отметили в ряде опросов и рейтинговых списков. Так, журнал «Rolling Stone» отвёл ей 49-ю позицию среди 500 наилучших песен всей музыкальной истории. Её включили в Зал Славы Рок-н-Ролла среди 500 композиций, повлиявших на развитие этого музыкального направления. Журнал «Guitar Magazine» определил сольную партию песни 8-й из числа наилучших гитарных соло, и, кроме того, по итогам читательского опроса журнала «Guitarist» его признали самым лучшим.

Каждый из членов группы признавал, что появление Джо Уолша вдохнуло новую жизнь в развитие группы. Вокальный и инструментальный потенциал каждого возрос на порядок, по сравнению с их прошлым музыкальным опытом. Альбом «Hotel California» поразил даже тех, кто явно не относил себя к числу поклонников команды. «Eagles» внезапно начали признавать музыкальные критики, причём аттестовали группу как одну из лучших американских рок-групп.

Отель, чьё изображение напечатано на обложке, — «Beverly Hills Hotel», известный как «Pink Palace» (Розовый Дворец). Здесь нередко можно было увидеть самых ярких звёзд Голливуда: Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих и других. Это отель – легенда. Автор фотоснимка — Дэвид Александр. Причём съёмка шла очень непросто: фотографировали в самый разгар жизни отеля. Фотограф долгие часы страдал, разместившись на автоподъемнике на уровне 18 м над Бульваром Заходящего Солнца, в попытках снова и снова снять фото в лучах закатного солнца, просачивающегося через широкие пальмовые ветви.

Гленн Фрай следующим образом пояснял историю создания обложки: «Отель Калифорния – одновременно изящество и распад. Некогда роскошное стало неухоженным. Словно бы вы вошли в холл, роскошный на вид, но после того, как приглядишься, увидишь довольно незатейливые стены и дешёвые люстры, соседствующие с роскошью».

Тема пресыщения и потери интереса от изобилия вновь звучит в композиции «Life in the Fast Lane». Образ скоростной полосы в песне — это крайний левый ряд на шоссе, в Америке он нередко платный, и на нём часто ездят только богатые люди. Вроде бы, с дистанции они выглядят счастливчиками, особенно если смотреть на них через призму середнячка. Такая метафора отражает смысл фразы «Жизнь в скоростном ряду»: это изобильная и наполненная чередой ярких картинок жизнь богатых. Синонимично высказывание «jet set» — ведущее свой исток от «jet aircraft» (реактивный самолет) – «реактивная аудитория» — ограниченный круг богачей, позволяющих себе часто ездить, пить утренний кофе в Париже, обедать в Лондоне и так далее. «Life in the Fast Lane» ниспровергает идею «Живи быстро — умри молодым», когда основным преимуществом является способность непрерывно оставаться энергичным, подобно батарейкам Energizer. А смысла в этом очень мало. Но эта призрачная идея требует вечного бега, расхода сил и энергии, а потом наступает дикая усталость, или боль, или горечь от несбывшихся надежд, и всё это отравляет существование.

Композицию доверили довести до конца Джо Уолшу. Однажды, перекуривая после прогона, музыканты заметили рифф, сыгранный Уолшем просто так. Его попросили продолжить. И потом получилась песня. Она – об успешной богатой парочке, любившей «жизнь в скоростном ряду», гнавшейся за этой притягательной идеей. Постепенно пара увлеклась наркотиками («линии на зеркале, линии на ее лице» — кокаиновый след, оставшийся от вынюханного вещества, морщины от стремительного старения) и глупо погибла прямо на дороге.

Беседуя с журналистом БиБиСи в 1981-м, Гленн Фрай говорил: «Песня показывает миф лос-анджелесской жизни с обязательной атрибутикой типа Порше и непрерывным весельем. Всё это, к несчастью, многим заменяет реальность. Эта песня не имеет прототипов – она предупреждает о тех полюсах, до которых можно себя довести». В ответ на замечание, что у членов группы могли быть такие же проявления, Фрай парировал: «Да, может, и так, но хорошо, что мы вовремя поняли: тусовки и скоростные авто не метод и не самоцель. Это чересчур мелко для постижения смысла, и мы это поняли все вместе».

В начале песни принимается «глянцевая жизнь». Парочка, так любящая хороший секс, вначале вполне довольна и успешна. А вот позже начинается спад. Фрай признавался: «В действительности мне нравится такая жизнь. Она воодушевляет, но есть и ловушки. Если попасть в неё, есть риск перегореть раньше, чем что-то оставить после себя миру».

Ощущение балансировки между искушением глянца и тупиком бессмыслицы – ключевая идея всего альбома, причём эта же сюжетная линия повторится в композициях «Wasted Time» и «The Last Resort». Говоря о последней песне, Фрай отметил: «Если человеком не заниматься, он может разрушить и Небо, так как он изничтожил всё данное свыше — на земле». Завершая монолог, Фрай добавил: «Идея «Последнего прибежища», кроме всего прочего, коренится в том, что мы уже давно открыли все земли — больше нет неизведанного. Нам просто некуда убегать, нужно жить и преуспевать здесь. Мы обязаны заботиться об этой точке земного шара. «Отель Калифорния» в моём понимании – это наша работа на свалке Америки. Калифорния – это средоточие всевозможных проблем, какие только можно представить, вот почему весь мир подобен Калифорнии».


Конечно же, альбом занимал 1-ю позицию в Штатах. Композиции «Hotel California» и «New Kid in Town» были отмечены премией Грэмми. Непосредственно альбом также был в номинации «Альбом Года» в 1977-м, однако его опередил имевший абсолютно невероятную известность альбом «Fleetwood Mac – Rumours». «Rolling Stone» разместил «Hotel California» на 37-ой позиции среди 500 лучших альбомов всей музыкальной истории. А песне, чьё название послужило также названию альбома, журнал присвоил 49-ю позицию в ТОП-500 лучших во всей музыкальной истории.

В начальной версии издания в комплект входил протянутый в длину плакат (ориентировочно 83 на 28 см) с фото всех пяти участников «Иглз». На выводных канавах пластинки печать: на первой стороне – «Is It 6 OClock Yet?», на второй: «V.O.L. Is Five-Piece Live» — то есть, композиция «Victim of Love» включает пять фрагментов, записанных живьём, без всяких наложений. В истории музыки это издание заняло свою достойную нишу.

источник

Добавить комментарий