The Cinematic Orchestra
Волшебные The Cinematic Orchestra выпустили недавно новый, четвёртый по счёту альбом «To Believe» (если не считать саундтреки), который влюбил нас в себя буквально с первых нот.
Причём он сделал это больше двух лет назад – эта команда, наверное, за самый большой промежуток между первым синглом и альбомом нашла бы своё место в книге рекордов. Для тех, кто не в курсе – заглавный фит с Moses Sumney вышел ещё в 2016 г. С момента выхода предыдущего альбома «Ma Fleur» прошло 12 лет, и мы уже изрядно соскучились по новой музыке Джейсона Свинскоу и компании. Концепцией нового альбома стал самый актуальный в последние годы вопрос – «Кому и чему верить?».
Первый сингл «To Believe» […] посвящен нынешней политической ситуации в мире. Эта песня задает людям вопрос: во что они верят и кому? Верят ли они медиа или политикам, которые ими манипулируют? Очень важно задуматься об этом именно сейчас. Люди должны проснуться. […] Этот вопрос «Во что ты веришь?» будет сквозным, объединяющим все песни пластинки. Сейчас поп-музыка стала совсем бессмысленной. Песни штампуются без остановки, но о чем в них поется? Что они значат? На чем они стоят? Чего они стоят? Эти вопросы очень важны для меня. Песни The Cinematic Orchestra не могут быть пустым звуком, они привязаны к культурной и политической повестке дня.
Если вы ждали каких-то кардинальных изменений звука The Cinematic Orchestra, то зря – это всё та же невероятно атмосферная даунтемповая электроника с примесью ню-джаза, хотя собственно джаза стало чуть меньше. Разве что наблюдается сильный крен в сторону соула в вокальных треках и есть одна хорошая попытка в альтернативный хип-хоп с Roots Manuva (без хип-хопа сейчас и в магазин не выйдешь — засмеють).
Впрочем, настоящий The Cinematic Orchestra начинается (и продолжается не так долго, как хотелось бы), когда музыканты по-настоящему разгоняются и начинают играть нечто, трудно впихиваемое в жанровые рамки, на стыке электронного рока, светлого пост-рока, имитации техно с полуживыми инструментами и старомодного инди – как в середине «Lessons» и в конце «A Promise».
В остальных же местах альбом «To Believe» эмоционально тяжёл и наводит на довольно грустные мысли.
Приглашённые исполнители здесь зачастую вытягивают и без того прекрасную музыку в область шедевра. Соул-вокальные номера, полностью оправдывая свой жанр, сильны и душераздирающи. Особенно это касается «To Believe» — мягкий, обволакивающий голос Moses Sumney способен затуманивать реальность и впитывать ваше сознание как губка, и потом вы с удивлением обнаруживаете, что куда-то пропадали на пять минут, но эта мысль не вызывает тревоги, а напротив – дарует успокоение.
В интеллектуальном альтернативном хип-хопе «A Caged Bird/Imitations of Life» Roots Manuva ради гармоничного нахождения в этом цветнике немного изменяет своему фирменному звуку и соглашается на возвышенную полупрозрачную аранжировку, неспешно зачитывая на её фоне свою историю.
Впрочем, безвокальные треки тоже ничего. Девятиминутный инструментальный «Lessons» — яркий минималистический эксперимент по скрещению мерцающих клавишных с трёхтактным вальсообразным ритмом. Такое сочетание само по себе интригует. Здесь почти ничего больше нет, но ощущения скудной аранжировки почему-то не возникает.
Второй соул на альбоме «Wait for Now/Leave The World» с вокалом Tawiah поначалу кажется братом-близнецом заглавного альбому трека, и начинает демонстрировать отличия в виде усиления вокала только со второй половины. Меланхоличному настроению неплохо сопутствуют еле слышные, но яркие струнные, аранжированные знаменитым американским дирижёром и композитором Miguel Atwood-Ferguson. Впрочем, усиление вокала Tawiah кажется лишним, неестественным, заземляющим и сильно затянутым в отличие от уносящих в мечты космических клавишных в конце трека.
Приятный полуэмбиентный инструментал «The Workers of Art» почти ничем не запоминается и служит, наверное, в качестве отдушины после полученных откровений. Он, правда, не совсем срабатывает из-за присутствия в нём всё тех же душещипательных струнных.
В «Zero One/This Fantasy» Grey Reverend каким-то немыслимым образом перетягивает одеяло на себя, и этот трек звучит так, будто The Cinematic Orchestra у него в гостях, а не наоборот. Grey – из тех уникальных музыкантов, которые любую супервесёлую вечеринку сделают скучной и вон ту девочку в розовом платье заставит плакать. И в альбоме «To Believe» он не зря. Но аранжировка The Cinematic Orchestra здесь совсем блеклая, и песню спасает только уникальная исполнительская манера Reverend’а.
Замыкает альбом, оставляя нас наедине с нашими проблемами, «A Promise» — почти 12-минутный трек с роскошным вокалом Heidi Vogel, развивающийся настолько неспешно, что кажется, будто он будет продолжаться вечно. Однако со вступлением в его вторую половину динамика качественно меняется, и незаметно для слушателя он превращается в вышеупомянутый жанровый гибрид с ломаным ритмом и разной скоростью инструментальных слоёв, заставляющей и наше восприятие немного расслаиваться. И это один из лучших моментов релиза.
Альбом «To Believe» многие из критиков назвали триумфальным возвращением The Cinematic Orchestra. Может, это и так, но для безоговорочного триумфа в нём слишком много слабых мест. Во-первых, много затянутостей и повторений — сократись альбом на 10 минут, он бы ничего не потерял. Во-вторых, собственно The Cinematic Orchestra здесь очень тихие и незаметные, так что процентов на 70 альбом вытягивают приглашённые исполнители. По-настоящему счастлив от прослушивания становишься лишь в моменты, когда группа (скорее всего, ненамеренно) стряхивает с себя оковы оцепенения и вдруг начинает рубить почти рок, но уже через пару минут, будто опомнившись, снова возвращается к дефолтному настроению. Наконец, главный недостаток альбома в том, что меланхолия пронизывает этот альбом почти безапеляционно, и она ничем не уравновешивается. «To Believe» мог бы быть шедевром, не будь он столь эмоционально однообразен и инструментально блёкл. Так что это просто ещё один хороший альбом от The Cinematic Orchestra. А плохих у них не бывает.
История The Cinematic Orchestra
«Удачно названный Кинематографический Оркестр возглавляется композитором, программистом, мульти-инструменталистом Джейсоном Свинскоу, сформировавшим свою первую группу, Crabladder, в 1990 году, будучи еще судентом арт-студии колледжа в Кардиффе. Сплав джаза, хардкора и элементов панка с эксперементальными ритмами, составлявший музыку Crabladder, вдохновил Свинскоу использовать и в будушем преймущества сэмплирования. И к моменту распада Crabladder в середине девяностых, Джейсон профессионально диджеил во многих клубах и на пиратских станциях по всей Великобритании.
А еще Джейсон очень любит кино — и музыку свою он сочиняет музыку по принципу киномонтажа, «склеивая» между собой, словно кадры, разнообразные и разноформатные звуки, создавая таким образом новое, неожиданное произведение. Дебютный альбом группы The Cinematic Orchestra, вышедший в 1999 году на родном лейбле Свинскоу «Ninja Tune» cамый авторитетный британский музыкальный журнал «Q Magazine» назвал «революционным и блестящим».
Запись альбома проходила следующим образом: музыканты использовали сэмплы собственных композиций, играли на их фоне своеобразный «джем», затем снова сэмплировали полученный материал и, наконец, собирали из них законченные композиции.
Во втором альбоме, получившем название «Every Day», Свинскоу «смонтировал» голоса разных исполнителей: знаменитой джазовой певицы Фонтеллы Басс и рэппера Родни Смита, известного как Roots Manuva.
«Оркестру» удалось естественно и талантливо соединить джазовые традиции с технологичным подходом к созданию музыки. Участники группы — виртуозы сэмплеров, вертушек и компьютеров и в то же время — потрясающие живые музыканты.
Еще одним проектом группы стал саундтрек к классике советского кинематографа, культовому документальному фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».
Фильм Вертова состоит из многочисленных сцен одного дня городской жизни 20-х годов — многие из кадров сняты скрытой камерой. С музыкой «Оркестра» 68-минутная картина превращается в огромный, эпический клип, а электронный джаз на фоне кинокадров 70-летней давности наполняется симфонизмом и становится музыкой… XXI века.
На первом исполнении этого произведения (международный кинофестиваль в Опорто) овации публики продолжались более десяти минут. Альбом «Человек с киноаппаратом», вышедший на CD и DVD, продается во всем мире впечатляющими тиражами, а лейбл Ninja Tune снова переживает период расцвета.»
взято тут