На мировую карту популярной музыки Южно-Африканская Республика была нанесена в 1959 году — именно тогда в стране вышла первая пластинка на 33 оборота в минуту с записью легкой музыки.
А спустя год, с небольшим отставанием от США и Европы, молодежь ЮАР закрутил вихрь рок-н-ролла, и с тех пор музыкальные традиции этой африканской страны развиваются в полном соответствии с мировыми. Естественно, с поправкой на национальный колорит.
Первое время группы и исполнители ЮАР держались в кильватере американской популярной музыки — как и в Европе, здесь «болели» Элвисом Пресли, как и в Европе, местные певцы во всем копировали Короля рок-н-ролла, как и в Европе, публика вежливо слушала подражателей, но предпочтение отдавала оригиналу. Не избежала Южно-Африканская Республика и волны «битломании» и последовавшего за ней победного наступления английских рок-групп — The Rolling Stones, The Who, Hollies и The Kinks здесь чтили, как и во всем мире.
И снова, как на пике популярности Пресли, южноафриканские квартеты и квинтеты играли и пели песни этих групп. Но уже тогда, в на чале шестидесятых, в ЮАР начали появляться исполнители, в основе творчества которых четко прослеживались национальные музыкальные традиции. Одна из самых знаменитых групп ЮАР Ladysmith Black Mambazo была и самой первой: она образовалась в середине 50-х годов и называлась тогда Black Mambazo, или «Черный топор».
Уже в 1958 году ведущий композитор этой группы Аарон Ле-рол добился успеха в Англии — песня «Том Харк» в исполнении его бра та Элиаса Лерола попала в хит-парад этой страны. Начинали «Черные топоры» с аранжировок поп/рок-классики, однако вскоре двинулись собственным путем, который, хоть и оказался тернистым, тем не менее, принес коллективу мировую известность.
Среди последних достижений Ladysmith Black Mambazo — запись совместных альбомов с такими все мирно известными исполнителями, как Пол Саймон и Джордж Клинтон.
Имена Мириам Макебы и Хью Ма-секелы золотыми буквами вписаны в историю популярной музыки не только ЮАР, но и всего человечества. Эти исполнители не только донесли музыку своей страны миру, но и способство вали ее проникновению в рок — сего дня элементы этнической музыки Южной Африки можно услышать в компо зициях даже панк- и трэш-групп США и Европы. А концерты Мириам Маке бы и Хью Масекелы собирают полные залы в любой точке планеты, где есть ценители красивой музыки, — по мнению ряда американских антерпрене-ров, немногие группы способны сегодня привлечь публику на стадионы. Макеба и Масекела одни из этих не многих!
Прекрасная группа из Йоханнес бурга Manhattan Brothers играла джаз, но заложенные коллективом музыкальные традиции и признание в Европе открыли путь на мировую сцену многим рок-исполнителям ЮАР. Сейчас Manhattan Brothers больше не существуют, но британская фирма EMI с завидной регулярностью выпускает сборники этой группы, что свидетельствует о стабильном интересе к ее творческому наследию.
Южно-Африканская Республика представлена всем спектром современного рока, от мягкого и мелодичного «софт» до жесточайшего и атонального «трэш» и «хардкор». Есть в ЮАР и альтернативная музыка, и джаз-рок, и даже грандж. Но, как и во всем мире, здесь отдают пред почтение традиционным стилям, таким, как рэггей, поп-рок и классический хард-рок. Среди самых известных современных исполнителей ЮАР такие имена, как Лаки Дьюб — каждая новая песня этого «африканского Боба Марли» обязательно попадает в хит-парад ЮАР, Летта Мбулу — Великобритания была покорена ее пением в мюзикле «Кинг-Конг», группа Splash, гитарист которой Дэниэл Тшанда принимал участие в концертах Питера Гэбриэла, — и, конечно же, трио мультиинструменталистов Dalom Kids, тираж только двух пос ледних дисков которого перевалил за полмиллиона. Этот список далеко не полный, а если учесть, что, с лег кой руки знаменитого Пола Саймона, интерес к рок-музыке ЮАР в мире сейчас огромный, можно не только не беспокоиться за судьбу этого искусства в стране, но и ожидать выхода его на серьезный международный уровень.