В данном случае слово «прогрессивный» предполагает такую форму рок-музыки, когда при традиционном для рок-группы составе исполнителей и инструментарии задействуются структуры классической европейской музыки, в результате чего произведения прогрессивного рока становятся, как правило, сложнее и продолжительнее, нежели стандартные 3-5-минутные композиции, большое значение имеет импровизация.
Прогрессивный рок
«Прогрессивный рок» — термин сугубо американский, в чем-то он смыкается с тем, что в Британии именовалось арт-роком, но есть и различия. Направление прогрессивного рока начало развиваться в конце шестидесятых годов в Англии, в какой-то степени его корни уходят в психоделию, космические темы которой вначале неизменно присутствовали у «прогрессивистов», но, если рассуждать с музыкальной точки зрения, прогрессивный рок — высшая форма психоделии. Как музыкальный стиль, прогрессивный рок получил наивысшее развитие в семидесятые годы — фактически, под знаком этого стиля они и проходили, — когда музыканты достигли поистине виртуозного владения инструментами и научились мыслить нетривиально.
По мнению одних специалистов, самым первым и наиболее заметным произведением прогрессивного рока является альбом «In The Court Of The Crimson King» английской группы King Crimson, тогда как другие называют еще более ранние работы Procol Harum и The Moody Blues. Не которые склонны приписывать авторство направления Джими Хендриксу, чья «космическая» дисторшн гитара, безусловно, повлияла и на эту ветвь рока.
Однако, несомненно, ярчайшими представителями прогрессивного рока были и остаются английские коллективы, в которых играли музыканты-виртуозы с консерваторским образованием — именно они соединили классику, джаз и рок-н-ролл. Это Nice, Emerson Lake And Palmer, Yes, Genesis, Gentle Giant и Van Der Graaf Generator. Их традициям следовали европейцы Focus и американцы Kansas.