Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определённый стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки.
На самом деле это идея, которая ведёт и строит вашу жизнь… Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что даёт тебе общество, — создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью.
В середине 70-х гг. из за мирового экономического кризиса многие жители Западной Европы и США лишились работы. Молодёжь слонялась без дела, без денег, без будущего. В 60-х гг. молодые люди обращались к восточной религии и философии, свободной любви, уходили от реальной жизни в коммуны хиппи и мир наркотических грёз, наконец, становились политическими экстремистами.
Их мировоззрение нашло отражение в рок-музыке. Спустя десятилетие бунтари 60-х гг. либо пополнили ряды добропорядочных граждан, либо сидели в тюрьмах, либо по гибли от наркотиков. Для уличных ребят в «унылые 70-е» рок превратился в «музыку для родителей». Рок-звёзды были недосягаемо далеки от «парней из подворотни», у которых даже не хватало денег, чтобы заплатить за билеты на концерт.
Панк (punk) появился как очередной протест против всего — родителей, морали, общества, против рока и хиппи. Это музыкальное направление изначально было выражением отчаяния и уверенности в том, что мир изменить к лучшему нельзя. Панки взглянули на окружающую дей ствительность, отбросив иллюзии, и обнаружили лишь стяжательство, агрессию, одиночество. Панк вернул музыку молодёжи, возвратив ей бунтарский дух.
Панк провозгласил:
«Каждый может играть в группе, и для этого не нужно тратить годы на изучение гитарной техники — ведь важно лишь то, что чувствуешь!»
Пренебрежение музыкальным мастерством в панке, с одной стороны, резко снизило требования к профессиональному уровню музыкантов, а с другой — разрушило барьер между исполнителем и публикой, сделав творчество доступным любому человеку.
Панки не только протестовали против скучных, по их мнению, лидеров хит-парадов середины 70-х гг., но и сумели добиться независимости от шоу-бизнеса. Вслед за хиппи, которых они отрицали, панки начали выпускать самодельные журналы — фэнзины; организовали клубы, целью которых было не получение прибыли, а общение людей и знакомство публики с новыми музыкой и идеями; создали независимые звукозаписывающие компании и системы распространения музыкальных записей. Во главу угла они поставили принцип «сделай сам» (do it yourself, сокращённо DIY). Коммерческий мир продюсеров и рок-звёзд был отброшен.
«Музыка — это не бизнес», — сказали панки и ста ли всё делать сами для таких же, как они, девчонок и мальчишек.
У истоков панка стояли многочисленные любительские группы, возникшие в США в середине 60-х гг. под влиянием «британского вторжения». Их музыка впоследствии получила название гаражный рок (garage rock), поскольку большинство групп репетировали в гаражах. Эти музыканты не стремились превратиться в рок-звёзд и заработать кучу денег. Музыка для них была средством самовыражения, она давала возможность стать самими собой, донести свои мысли до других.
В первой половине 70-х гг. в Нью-Йорке появился ряд профессиональных музыкантов, исполнявших то, что впоследствии и назвали панком: группы «Нью-Йорк ДОЛЛЗ» (New York Dolls — «Нью-йоркские куклы»), «Реймоунз» (Ramones; коллективный псевдоним участников группы), певица Пэт-ти Смит (Patti Smith, родилась в 1946 г.) и др. Они исполняли песни, которые рассказывали об их собственной жизни, — музыкально упрощённые, с подчёркнутым ритмическим рисунком.
К середине 70-х гг. новое музыкальное направление пришло в Англию. Оно было «экспортировано», как гласит легенда, Малколмом Маклареном, владельцем магазина супер модной одежды в Лондоне. Он некоторое время являлся менеджером группы «Нью Йорк Доллз», а затем решил воплотить новые идеи в жизнь на британской почве и стал «крёстным отцом» группы «Секс Пистолз». Именно с этой группы началось панк-движение в Великобритании. Сотни молодых людей, посетив концерты «Секс Пистолз», создавали группы в тот же вечер.
В короткий период расцвета с 1976 по 1978 г. британский панк-рок был нигилистическим, провоцирующим, разрушительным. «Секс Пистолз», ранние «Клэш» (Clash — «Столкновение») и другие панк-группы ощущали себя от чуждёнными от общества. Своими песнями они не учили, а заражали энергией и подрывали авторитеты. «Секс Пистолз» первыми провозгласили «конец рок-н-ролла» и первыми распались (саморазрушились), когда приблизились к тому, чтобы стать звёздами. Постепенно панк политизировался. Тексты песен начали затрагивать в основном злободневные проблемы — гражданскую войну в Никарагуа, терроризм в Северной Ирландии, расизм, сексизм (дискриминация по половому признаку) и др.
Многие группы, у которых тексты песен не были политически ангажированными, давали благотворительные концерты — в защиту прав заключенных, прав животных и т.д. Таким образом, панк от нигилизма и стихийного протеста пришёл к жёсткой критике современного общества. Эта позиция отразилась не только в музыке, но и в образе жизни панков.
В частности, они захватывали пустующие здания (что делали раньше и хиппи) и жили там коммунами. Подобные радикальные действия позволяли панкам существовать в значительной степени независи мо от государства, не оплачивая коммунальные услуги, уклоняясь от налогов. Однако многие из первых панк-групп середины 70-х гг. (например, «Клэш») позже подписали контракты с крупными звукозаписывающими компаниями. Их музыка стала частью коммерчески успешной «новой волны».
На рубеже 70-80-х гг. в США возникло новое музыкальное и идейное движение, вышедшее из панка и тесно с ним связанное, — хардкор (hardcore — «закоренелый»). Оно закрепило политизированность второй волны британского панка. Среди первых хардкор-групп были «Дэд Кеннелиз» (Dead Kennedys — «Мёртвые Кеннеди»), «Бэл Брейнз» (Bad Brains — «Плохие мозги»), «Блэк Флэг» (Black Flag — «Чёрный флаг»), «Майнор Трет» (Minor Threat — «Небольшая угроза»). В музыкальном плане хардкор более жёсткий, быстрый и агрессивный, чем панк; вокалист, как правило, не поёт, а выкрикивает тексты. С харлкором и деятельностью группы «Майнор Трет» связано появление образа жизни, названного стрейтэдж (straight edge — «прямое остриё»). Он предполагает отказ от алкоголя, сигарет, наркотиков, беспорядочного секса; в 90-х гг. добавилось вегетарианство.
За двадцать пять лет существования панк породил множество музыкальных течений со своей культурной и идейной спецификой. Их объединяют оппозиция шоу-бизнесу и существование в соответствии с принципом «сделай сам». Сотни независимых агентов распространяют записи через маленькие панк-магазины или посредством почты. Фэнзины не только служат источниками сведений о разных группах, общественной и политической информации, но и печатают контактные данные и адреса свободомыслящих людей всего мира.
Тем не менее превращение внешних атрибутов панка в моду и включение их в массовую культуру были лишь вопросом времени. Однако, в отличие от других радикальных музыкальных направлений, которые приобрели коммерческий характер вскоре после возникновения, потребовалось двадцать лет, чтобы то же произошло с панком. Это случилось в середине 90-х гг., когда группы «Грин Лей» (Green Day — «Зелёный день»), «Офф спринг» (Offspring — «Потомство»), а за ними и другие (главным образом американские) стали кумирами молодёжи во всём мире и записи с панк-музыкой начали успешно продаваться. Возникновение нового панк-бума было связано с калифорнийской фирмой звукозаписи «Эпитаф» (Epitaph), опекавшей мелодичные поп-панковые группы. Этими коллективами заинтересовались крупные коммерческие звукозаписывающие компании и превратили панк в очередной красочный ярлык, уничтожив его оппозиционную сущность.
ФЭНЗИНЫ
Cамодельные журналы — фэнзины (fanzine, от fan — «поклонник», «любитель» и magazine — «журнал») — не были изобретением панков. Их выпускали (и продолжают выпускать) представите ли различных общественных движений, художественных течений и объединений, не имеющие возможности выразить свои взгляды в официальной прессе.
Первый панк-фэнзин «Сниффинг Глу» (Sniffin’ Glue — «Нюхая клей») стал издавать в Лондоне в 1976 г. Марк Перри (Mark Perry), впоследствии основавший панк-группу «Алтер-натив Ти-Ви» (Alternative TV — «Альтернативное телевидение»). В том же году в Великобритании вышло несколько десятков самодельных журналов, а в 1977-1979 гг. их бы ли уже сотни. Они создавались панками для панков и затрагивали множество тем, касавшихся не только музыки, но и различных общественных проблем. Современные крупнейшие фэнзины — «Максимум Рок-Н-Ролл» (Maximum Rock’N’RoLL — «Максимальный рок-н-ролл»), «Хартаттак» (Heartattack — «Сердечный приступ»), «Профейн Игзис-тенс» (Profane Existence — «Грубое существование»).