Техно-эстафету, начатую Кар-Мэн продолжает группа Русский Размер — не менее значимые популяризаторы техно и рейва на просторах Руси.
Рецензор: DA Vision
Одной из самых крутых их песен был хит с альбома «650» «Ангел дня». Если в концептуальном или текстовом плане те же Кар-Мэн брали экзотичностью, т.е. методом скорее экспансивным, заимствующим извне, то Русский Размер пошел совсем другим путем — сюжеты они брали буквально из-под ног, а лучшие их хиты переполнены драматизмом и трагизмом обыденности.
В большинстве случаев драма нагнетается безответной любовью или разлукой, но есть и настоящие остросоциальные шедевры типа того самого «Ангела дня».
Тяжелая, подкованная беспределом подошва 90-х оставила свой четкий след в каждом слове текста песни. Суровая новая реальность диктовала свою систему образов, которая человеку советскому лет 15 назад показалась бы неудачной и некрасивой калькой с американского криминального фильма. Быть может, для 1999 г. эти образы были уже слишком гротескными, анахроническими, опоздавшими лет на 5…
Но романтики всегда цепляются за пиковые проявления человеческих черт, и в этом смысле школа выживания 90-х оказалась очень плодовитым источником вдохновения для всяческой «чернухи». Конечно, мы не ходили в школу с цепью в сумке и не ширялись героином, но все остальное изложено вполне правдиво. Каждый день в школе рисковал оказаться небольшим адом, и я действительно помню свой вылитый из свинца по выдавленной в земле формочке кастет, которым, к счастью, никогда не пришлось воспользоваться по назначению. Именно в тот момент «Ангел дня» от Русского Размера казался полароидным снимком эпохи — опасной, но по-своему красивой.
Песня начинается с полицейской сирены, сразу разворачивающей атмосферу тревожности и беззакония, а вскоре ей начинает вторить гудящий эйсид-хаусовый синтезатор. После этого недолгого вступления начинается дичайший рейв.
В брейкбите Русского Размера чувствуется нехилое влияние Продиджи, а в вокале – и самого великого Скутера, но все эти чужие наработки явно приспособлены под массовые уши российского радиослушателя — синтезаторы не такие заковыристые и тяжелые, от гаражного звука Продиджей только отголоски.
Размер ритма на протяжении песни не меняется, а аранжировка в целом причесана скорее под поп-традиции конца 90-х. Особую драматичность привносят женский вокал и шикарное псевдоскрипичное соло после основной содержательной части песни.
Эти элементы сильно разбавляют брейкбитовое рубилово и именно благодаря им песня превращается скорее в своеобразную техно-балладу с трагическими «скрипочками». «Ангел дня» кажется очень монолитным и слаженным произведением, и главным серьезным недостатком стоит разве что назвать малую продолжительность и довольно смазанную концовку, будто песню специально укоротили, чтобы пролезть в радиоформат. С другой стороны, в первой ее половине бит настолько заводной, что за эти две минуты можно изрядно запыхаться на танцполе — и в этом случае скрипку надо воспринимать как желанный чиллаут.
С высоты прожитых лет и переслушанной музыки не перестаю удивляться, как на удивление много было хорошего в том, что крутили по радио 10-20 лет назад. В процентном отношении к основной массе попсового хлама это покажется не таким уж и большим результатом, но хорошая музыка и хорошие музыканты все-таки были. Русский Размер как раз такая группа, слушать которую не стыдно и сейчас (по крайней мере, с десяток хороших песен у них наберется).