Помните клип Моби с глазом? А клипак U2, где они пели на взлётной полосе? A Cardigans — My Favorite Game? Всё это работы Юнаса Окерлунда.

«На самом деле, это было одним из моих первых серьёзных видео. До этого я работал только в родной Швеции, сделал там несколько проектов, в том числе и для Roxette, — как-то мне позвонил Лиэм и пригласил к себе домой, чтобы обсудить клип Smack My Bitch Up. Группа тогда была на высоте, недосягаемые ребята, и я страшно нервничал на встрече, ничего не соображал и в итоге отказался от работы.

По иронии судьбы, в тот же вечер мы страшно напились с другом в каком-то датском стрип-клубе, и единственное, что я помню — как я ломаю дверь в туалете и застаю на горшке какого-то левого чувака; я-то думал, что там уснул мой кореш и стал волноваться, что он там закрылся. И вот из-за единственного образа и появилась задумка для всего клипа. На следующий день я позвонил ребятам: „Я готов снять видео“»

Пару лет назад в своих соцсетях и в паре интервью Юнас поделился сторибордом Smack My Bitch Up: сценарием клипа в фотографиях, — идеями, с которых и начались съёмки видео.

«Я отправил им факс со сценарием на полстраницы, и там поднялся страшный гул: „Нет! Никакого насилия!“. Ту сцену, где главный герой бьёт девушку по голове, пришлось вырезать — она осталась только в режиссерской версии. Нам говорили: „Так нельзя, вы уже совсем там“. Мы сняли всё в Лондоне за один день. У нас не было Гоу-Про и всяких таких штучек, только огромная старая 35-мм камера на нашем операторе, — бедняга, он её носил весь день. Плюс мы старались не особо афишировать, что снимаем кровь и обнажёнку — боссы пригрозили нас уволить, ведь они видели сценарий.

Но нас ещё очень торопили, лейбл и ребята из The Prodigy хотели поскорее увидеть клип. Скоростного интернета тогда не было, и я отправил им кассету с черновым монтажом, с первой версией клипа, и им не понравилось. „Сворачивай производство“ —говорилось в ответном письме. „Ну, вот и мои три секунды славы в британском клипмейкерстве“ —подумал я тогда. Но я продолжил монтировать, потому что мне очень нравился сценарий. Вообще, здесь всё давно уже могло бы закончиться, если бы я не отправил кассету Лиэму с подписью: „Вот, что я хотел снять на самом деле“ — и где-то через месяц эту кассету по чистой случайности нашла его девушка и зарядила в видюшник. Вот тогда мне позвонил сам Лиэм и сказал, что все круто. Там открывался какой-то фестиваль на следующий день, и именно там показали наш клип. Оттуда всё и понеслось.

Парочка пасхалок для фэнов: главный герой слушает диск Dirt Chamber, а на одном из тел красуется татуировка логотипа группы

Я не особо думал о главном персонаже — разве что это неожиданный поворот сюжета: оказывается, все эти непотребства совершала женщина, а не мужчина. Мы просто решили, что у нас будет дерзкое и выходящее за все рамки видео. Оно для нас было скорее смешным представлением. Хотя, конечно, оно очень скандальное. Когда я переехал в Штаты на другую работу, Джей Лено, — ведущий вечернего шоу на федеральном канале, — шутил про „Смак май битч ап“ целую неделю, каждый день. Сейчас к слову битч относятся терпимо, но тогда, чтобы английская группа вшивала такие слова в танцевальную музыку, да и такой клип… В Англии его запретили из-за насилия, в Америке — из-за обнажёнки. Британские феминистки его ненавидели, а в Штатах обожали. После него мне позвонила Мадонна и попросила поработать над её следующим видео, Ray Of Light. Я не поверил сначала и повесил трубку, но она позвонила снова, и мы договорились».

Уже в нулевые в сеть утекла и режиссёрская версия клипа Smack My Bitch Up, которая отличается несколькими альтернативными сценами и ракурсами: например, вкалывание героина в туалете (отсылка к сленговому переводу названия трека) или сбивание человека автомобилем по пути домой с вечеринки. Парой планов отличается и концовка: в финале главную героиню можно увидеть со стороны, а не только в отражении зеркала.

Режиссёрская версия клипа Smack My Bitch Up

В обеих версиях также присутствует и забавная пасхалка от Окерлунда — звуковой сэмпл одной из первых режиссёрских работ Юнаса под названием «Скрытое»: „Дай-ка прокатиться на стене смерти ещё разок!“

Ещё одна пасхалка уже от самого режиссёра

Песня ещё на этапе сингла становится скандальной. Она попадает в чёрные списки многих радиостанций США и Канады, в Британии её закрывает самый известный и могущественный вещатель в Королевстве — BBC. В некоторых случаях включают ее инструментал, но название не сообщают или сообщают коротко — в эфире Smack. MTV показывает клип глубокой ночью, но уже через пару недель снимает его с эфира и не показывает даже версию с купюрами. Одну из стриптизерш, которую в финале главная героиня клипа уводит к себе домой, сыграла английская порно-актриса Тереза Мэй.


Борьба за нравы подогревает к группе интерес и делает сингл суперпопулярным. Простая строчка из американского гангста рэпа восьмидесятых возбудила британскую общественность не на шутку. Лиэм семплирует Кул Кита — своего любимого эмси; он же рифмует и в бессмертном Out of space. Оригинал хулиганист для своей эры: Change my pitch up, Smack my bitch up, like a pimp — дай мне другой ритм и шлепни как сутенер мою девчонку. Обыкновенный чёрный выпендреж.


В варианте The Prodigy питч изменили, голос растянули, и он приобрел совершенно иной оттенок. Smack на британском уличном жаргоне означает героин. Bitch как настоящее ругательство имеет множество значений, но одно из них — вена. Дальше понятно. Группу отчитывают даже с трибун королевского парламента: «Я не ханжа и считаю The Prodigy интересным ансамблем, но им бы стоило задуматься, о чём они выпускают песни».

«Люди понимают слова слишком буквально. Если вы скажете девушке change my pitch up, smack my bitch up — наверняка, она не поймет о каком питче идет речь. Это просто семпл и он работает — вот единственное, что нужно понимать. Bitch — это про музыку, а не про женщину. Это просто выплеск жесткости. Я пришел в электронную музыку из хип-хопа, и я уверен, что эмси может рэповать о чем угодно. Они могут говорить о том, как шлёпают своих подружек, и это может звучать смешнее, чем самый неприличный анекдот. От множества девушек я слышал, что это их любимая песня. Здесь нет никаких посланий, типа „бей бабу по е***у“. Только дебилы могут так подумать.

Наивно полагать, что и песня Firestarter — о разжигании дров. Она о характере нашего Кита Флинта. И когда с этой песней вышел скандал, я подумал: ну что, если они брызгали слюной от „Фаерстартера“, то уж наверняка завизжат от Smack My Bitch Up. Это была мишень для английской прессы, и её можно рассматривать с разных сторон. А главная идея в том, что трек-то простой, жёсткий и эта фраза работает. И вот почему я взял именно её. Да, наверное, это одна из моих наитупейших песен, но когда мы играем её вживую — это реальный крышеснос».
Smack My Bitch Up входит в почетную тройку самых противоречивых и скандальных песен всех времен, потеснив панковскую God Save The Queen от Sex Pistols и гимн распутству Relax от Frankie Goes To Hollywood — все три песни были запрещены на острове в свои десятилетия.


По версии же Миксмага, скандальный релиз The Prodigy замкнул тройку самых убойных танцевальных хитов, опередив нетленки Faithless и Underworld, но уступив Daft Punk и ремиксу Тиесто на Adagio For Strings.

Добавить комментарий