Россия – лидер по количеству пользователей стриминговых сервисов (данные IFPI – Международной федерации производителей фонограмм).
В стране музыкальными сервисами пользуются 87% слушателей, стоит отметить, что этот показатель выше общемирового. Исследовательская компания J’Son and Partners Consulting выделяет главными игроками российского рынка следующие платформы: BOOM/VK Music (40% аудитории), «Яндекс.Музыка» (32% аудитории) и Apple Music (12% аудитории).
Сегодня конкуренция продолжает расти. На российский рынок выходит мировой лидер – Spotify.
Чем может удивить и порадовать новый игрок?
Начнем, пожалуй, с основного, а самые вкусные детали оставим на десерт. В июле этого года один из самых популярных сервисов в мире официально запустили в России. Изначально Spotify должен был прийти к нам еще в далеком 2014, там запуск перенесли на год, а потом и вовсе свернули.
Ценообразованием примерно на одном уровне с конкурентами. Так, индивидуальная подписка обойдется российским слушателям в 169 рублей за месяц, на двоих – 219 рублей, семейная (на шестерых человек) – 296 рублей. Новым пользователям Spotify три месяца пробного периода бесплатно.
С подпиской все понятно. Перейдем к функционалу и интерфейсу. Так как в свое время «Яндекс.Музыка» создавалась с оглядкой на Spotify, то пользователи сервиса от «Яндекса» не найдут особых отличий. Интерфейс у сервисов почти идентичный.
В отличие от Apple Music вышеупомянутые сервисы вывели на основную панель кнопки «лайк» (она же добавить) и «дизлайк», которые позволяют фильтровать подборки треков и в целом рекомендации. И это объективно хороший ход. Чтобы в Apple Music оценить композицию, надо будет вызвать дополнительное меню.
Единственное, к чему придется привыкать – это сохранение и загрузка музыки. В Spotify, как и в «Яндекс.Музыке» для того, чтобы добавить трек, надо поставить ему лайк, также это работает с альбомами. В этом плане Apple Music намного проще.
У Spotify как и у Apple есть свое приложение для компьютера. Стоит отметить, что между мобильной версией Spotify и десктопной очень продуманная синергия. Компьютер синхронизируется с приложением на телефоне, чтобы переключиться с одного устройства на другое, надо будет нажать всего одну кнопку. Спокойно можно начать слушать трек на телефоне и продолжить на компьютере. При этом функционал у этих двух версий немного разный. Например, в мобильной можно забанить конкретного исполнителя, а в десктопной можно просматривать релизы любимых артистов и историю прослушивания.
Думаю, многие согласятся, что в детстве главным развлечением было включать музыку синхронно не нескольких телефонах. Вот она мечта детства – одновременно с другом нажать на плей. В Spotify есть бета-версия группового прослушивания, которая позволяет раздать друзьям любую композицию. Spotify – мечты сбываются.
Помимо этого, есть возможность делиться треком с определенным тайм-кодом. Это определенно дает понять, что музыка – это не просто развлечение, а язык общения.
Одна из немногих функций, которой пока не порадует российских слушателей Spotify – «режим караоке» (есть в Apple Music) или же просто текст песни (есть в «Яндекс.Музыке»). Эта функция доступна лишь в 27 странах, в основном в Азии и Южной Америке.
Зато сервис удивит специальной рубрикой Behind The Lyrics при поддержке сайта Genius. В рубрике рассказывают историю создания и смысл строк некоторых хитов. Она появляется только в избранных песнях, доступна только на английском языке.
Плейлисты
Все музыкальные сервисы генерируют огромное количество плейлистов и подборок для своих пользователей. В Apple Music основные плейлисты («Чилаут-микс» и «Новая музыка»), которые формируются исходя из индивидуальных предпочтений, обновляются раз в неделю. «Яндекс.Музыка» может похвастаться четырьмя плейлистами: «Плейлист дня», «Дежавю», «Премьера» и «Тайник», первый обновляется ежедневно, остальные раз в неделю.
Spotify делает особый акцент на плейлистах. Отчасти это связано с тем, что в свое время Spotify приобрел Tunigo и Еchonest. Эти сервисы специализировались на создании плейлистов, Tunigo – тематические плейлисты, которые составляли живые люди, Еchonest – разрабатывали функцию автоматического подбора. Сейчас в Spotify работает и то, и другое.
В Spotify мы имеем: Daily Mix – обновляется ежедневно, Release Radar – каждую неделю сообщает о новых релизах любимых (или похожих на любимых) исполнителей, Discover Weekly – двухчасовой плейлист с учетом вкусов пользователя, обновляется каждую неделю.
Классная фишка, которая отличает Spotify от остальных сервисов – создание плейлиста, который наполнится автоматически. Достаточно добавить новый плейлист, дать ему название, например, «Спорт», и система сама заполнит его подходящими треками. Давно идут споры о том, вредно ли бегать под музыку. Слушая музыку, человек подстраивает свое сердцебиение и дыхание под ее ритм. Когда-то Spotify запускал приложение для спортсменов, ориентированное на бегунов. Это не прошло даром, теперь в сервисе есть плейлисты для пробежек, отсортированные по количеству ударов сердца в минуту. То есть можно выбрать музыку, идеально соответствующую ритму вашего пульса.
Чтобы удерживать и привлекать слушателей у сервиса должен быть ни один козырь в рукаве. Обычно козырем становится эксклюзивный трек или видеоклип, который запускают только на определенном сервисе. Так, на Apple Music можно найти эксклюзивный альбом Dr. Dre, видео на песни Energy (Drake) и Phenomenal (Eminem), которые были созданы компанией Apple.
Последним козырем от Spotify стал контракт с Джо Рогоном. Культовый ведущий подкастов и комик Джо Роган переносит свое хитовое шоу, The Joe Rogan Experience, исключительно на Spotify.
Основатель и гендиректор Spotify Даниэль Эк прокомментировал запуск Spotify в России: «Первая неделя в России была очень насыщенной и даже более масштабной, чем неделя после запуска в Индии…».
Представители Spotify в России не раскрывают количество пользователей, но говорят о взрывном интересе к платформе.
Конечно, рано еще делать какие-то прогнозы, но вполне вероятно, что за счет своих фишек сервис сможет побороться за лидерство на российском рынке.