Queen альбомы история
«Hot Space» — так называется 10-й по счёту студийный альбом англичан из группы «Queen». Он опубликован весной 1982-го компанией «EMI» на европейском континенте и компанией «Elektra» — в Штатах. Это издание знаменует собой смену творческой ориентации группы — к ритмам диско, популярной музыке, R&B.
Экскурс в историю
18-месячный интервал, который последовал между выпуском «The Game» (1980) и «Hot Space» (1982), оказался для участников группы наиболее ярким и успешным в смысле творчества: всемирное признание альбома «The Game», два сингла-лидера хит-парадов, турне по южноамериканскому континенту – впервые, позволившее музыкантам узнать о множестве преданных поклонников, приходивших на их живые концерты. И этот тёплый приём исполнители не смогли забыть никогда: много лет спустя они всё равно возвращались в своих интервью и воспоминаниях к этому светлому для всех времени.
Прибыль была очень солидная, поэтому Меркьюри смог приобрести 28-комнатный коттедж в наиболее престижном лондонском районе – Кенсингтоне. Стоимость дома была более 500 тысяч фунтов стерлингов! Много затрат потребовала и переделка, и меблировка японскими антикварными вещами, хотя переезд стал возможен только спустя 4 года после покупки.
[alert type=white ]Меркьюри так пояснял ситуацию: «Каждый, кто заработает кучу денег, тратит её на мечту, и этот дом стал моей мечтой. Как только я видел в голливудских картинах богато обставленные дома, я хотел себе то же, и это осуществилось. Но мне намного принципиальнее получить это, чем действительно поселиться там. Утрачена вся прелесть вызова. У меня это часто происходит: исполнение желания отбивает всякий интерес. Мне, как и раньше, нравится дом, но особенно важно то, что я смог это сделать. Бессонными ночами я думаю, что в мои 50 я приползу туда как в последний приют – и только тогда начну жить там. А сейчас я всё равно живу в Англии максимум 2 месяца – из-за налогов».[/alert]
Процесс записи
После переездов и турне не очень-то хотелось звёздам снова сидеть в студии – пьянил воздух странствий. Но надо было записывать новый альбом. Сессии начались летом 1981-го. И снова музыканты оказались на записи с сырым материалом. Это была студия «Mountain» («Гора»), располагавшаяся в швейцарском Монтрё. Исполнители знали студию – там записан «Jazz» в 1978-м.
Сюрпризом для коллектива оказалось внезапный тандем с Дэвидом Боуи. Как позже вспоминал музыкант, он заглянул к ним, после чего начался традиционный джем, дающий импульс к созданию песни. Мотив понравился всем, и его довели до конца. Это было похоже на вдохновение.
Осенью 1981-го записи требовалось на время прекратить: началось мексиканское турне, затем группа улетела в Монреаль, и там записала первый видеоконцерт «We Will Rock You» (вышедший на кассетах VHS в 1984-м). И только к Новому году стало возможно вновь вернуться к записи альбома, уже в студии Мюнхена (Джиорджио Мородера «Musicland»). И праздничное время не могло не сказаться на динамике записи. Вначале в загул ушёл Фредди, потом и остальные не смогли устоять перед красотами полуночного Мюнхена. И даже праведник Брайан Мэй не устоял перед соблазнами. Квины не очень любят вспоминать те месяцы, считая их не лучшим временем.
История выпуска
Замысел «Hot Space» основан на известности композиции «Another One Bites the Dust» из «The Game». Едва уловимый фанк там перекрывается хард-роком. Было решено идти ещё глубже – ещё ближе к попсовым динамичным ритмам. До конца 70-х на каждом выпуске альбомов группы была помета: «Во время записи не были использованы синтезаторы». Всё началось с того, что в СМИ стали публиковать обвинения в их чрезмерном употреблении, хотя критики за звучание синтезатора просто приняли наложения многих гитарных вариаций Брайана Мэя.
Но синтезатор всё же был. Впервые он возник в «The Game» (1980), с использованием «Oberheim OB-X» (композиции «Play the Game» и «Save Me»). Группа ушла от рока 1970-х, и в новом альбоме появились стили фанк, фанк-рок, диско и R&B. Роковые звучания сменились популярными, не столь жёсткими. Впоследствии Тэйлор и Мэй жалели о такой переориентации и жёстко осуждали Пола Прентера, в начале 80-х выступавшего в роли персонального администратора Меркьюри и ощутимо влиявшего на того своим пристрастием к поп-направлению.
Первая композиция – «Staying Power» (Выносливость) – уникальная в творчестве Квинов, аранжировка которой сделана духовыми инструментами. Создал её американец, турок по происхождению Ариф Мардин, который известен сотрудничеством с Аретой Франклин, «Bee Gees» и др. Композиция выстроена на фанковом бас-ритме, исполненном Фредди на синтезаторе — Оберхайме OB-X, с ре-мажора до модуляций в ми-мажор. Меркьюри создал басовые ходы клавишами Roland Jupiter 8, вот почему Джон Дикон исполняет партию на Фендере Телекастере. Роджер Тэйлор дал направление всем ударным в драм-машине. И лишь Брайан Мэй остался на своём месте, играя на собственной «Red Special».
Басовый фрагмент в композиции «Dancer» создан Брайаном Мэем на старом добром Оберхайме OB-X. Здесь смешаны диско и рок, чуть свободнее продолжается тема, начатая в «Драконовой атаке» из альбома «Игра». В финале кто-то по телефону на немецком произносит фразу: «С добрым утром! Это будильник». Эта запись из гостиницы Мюнхена, где тогда шли музыкальные сессии.
«Back Chat» (Споры) – композиция басиста Джона Дикона, уникального члена коллектива, взрослевшего не на роке, а на музыкальном направлении соул. С началом аранжировки он вообще стремился убрать все признаки рока, чтобы оставить чистый фрагмент черной музыки. Но остальные не одобрили эту идею, и после жарких споров было решено ввести гитарное соло, с небольшими вариациями, которые делают фанк чуть острее.
Созданная Фредди «Body Language» (Язык тела) – ещё одна оригинальная композиция группы. Там вообще нет гитары: слабые, фоновые аккорды и едва уловимые звуки в финале. Минималистическая манера основана на басовом риффе синтезатора Oberheim OB-X и словах, провоцирующих сексуальные фантазии, с чётко интерпретируемыми вздохами. Клип к композиции дополняет звучание видом полуголых тел. Фредди перешагивает через них – в обычном своём виде, без эпатажа, в кожанке, и, не обращая внимания на притягательные позы обнажённых девушек, жалостно поёт, глядя в упор в камеру: «Отдайся мне». Естественно, клип оказался под запретом, его не транслировали на ряде каналах.
«Action This Day» — одна из композиций Роджера Тэйлора, и её он не отстукивает на ударных, а программирует на драм-машине. Сама идея и припев отсылают к высказыванию Черчилля «Действуйте сегодня же» — её он писал на красочных листах и клеил на наиболее ценные и срочные бумаги. Сольная партия в середине, похожая на саксофон, исполнена на Оберхайме продюсером и инженером по звуку «Musicland», известном под именем Мак.
«Put Out the Fire» (Откажись от огня) – композиция Брайана Мэя, выражающая протест против огнестрельного оружия, она близка темой следующей песне – о Ленноне. Она одна звучит традиционно, в манере «Квин» 70-х. Мэю сложно было записать в этом месте нужную сольную партию. Коллектив ушёл в это время в запой, запись шла после обильных возлияний, с долгой и нудной вознёй со всякими спецэффектами, и вдруг Мэй включил громкое эхо. Оно понравилось, его прикрепили к гитаре, и в итоге получились удивительные отражения звука, заглушающие саму игру.
«Life Is Real (Song for Lennon)» – песня, адресованная убитому Леннону. Ударные верхними клавишами фоно в начале отсылают к песне прославленного музыканта «Just Like Starting Over» из ещё прижизненного альбома «Double Fantasy», в котором слышен звон колокольчиков. Идея «реальности жизни» ассоциируется с «love is real» у Леннона в композиции «Love» (1970). Композиция, созданная на базе фоно, копирует манеру Леннона, исполнявшего некоторые свои песни не под гитарный аккомпанемент, а под пианино. Тот редкий случай в творческой истории Квинов, когда песня создана начиная не с музыки, но с текста.
«Calling All Girls» (Зовите всех девочек) — вторая композиция ударника Тэйлора: он упоённо исполняет гитарную партию, «заводя» инструмент от комбика. Был издан сингл и снят клип, где пародийно показана научно-фантастическая картина Джорджа Лукаса «THX 1138». Тэйлор и Мэй были очень возмущены клипом: Тэйлор особенно. Они утверждали, что песня вообще не о том, что «трахающиеся роботы» здесь ни при чём. Хотя в клипе роботы точно есть, хотя совсем не видно траха.
«Las Palabras de Amor» (Слова любви) – композиция Брайана Мэя с испанским названием в знак пиетета перед латиноамериканскими поклонниками. Она может интерпретироваться как отсылка к Фолклендской войне, разразившейся в момент издания альбома. Автор пояснял: «Период минимализма «Queen» кому-то интересен, кому-то нет. Но эта песня именно минималистична, и здесь есть романтика. Я исполнял клавишную партию, и ряд идей возник скорее на клавишах. Это песня светлая, с таким настроением».
«Cool Cat» (Отличный чувак) – плод сотворчества Меркьюри и Дикона, и второй здесь исполняет все партии на инструментах. В момент записи песни к группе примкнул Дэвид Боуи, и ему было предложено петь вторую партию соло. Но тому в итоге не понравилась его партия, поэтому эту дорожку планировалось устранить. Однако, несмотря на это, запись с бэк-вокалом Боуи почему-то оказалась на пилотном экземпляре американского издания альбома, откуда стремительно распространилась на бутлеги. Это интересный опыт. Боуи просто произносит на фоне «Бам-бам-бам-бам», очень послушно и усердно. Иногда слышны его целые фразы, повторенные за Фредди, что сильно напоминает рэп.
«Under Pressure» (Под давлением) – основной хит издания, размещённый в самом финале. Он родился после внезапного контакта двух виднейших музыкальных феноменов британского рока – «Queen» и Дэвида Боуи.
Первым опытом стала композиция «Feel Like» (Не прочь), и её долго рождали в муках. Боуи, много лет друживший с Меркьюри и Тэйлором, оказался в студии «Mountain» в Монтре, узнав, что там идёт запись «Queen». Нередко случается, что исполнители затевают джем. Основой стала «Feel Like», но ничего не получалось. Но появилось нечто иное, и на этот мотив Боуи создал текст. Над песней работали преимущественно Меркьюри и Боуи, хотя авторство приписали каждому присутствовавшему в студии.
Как позже вспоминал Фредди: «Всё получилось неожиданно. Боуи с друзьями неожиданно заглянул к нам во время записи… Мы поджемовали чуть-чуть по нашим и его песням… затем выпили, и появилась идея попробовать что-то абсолютно ново. Так и возникла композиция. Помню, как Дэвид произнёс в разгар игры: «О Боже! Кажется, то, что надо!» Из шутки неожиданно проявилось нечто важное. Решили сделать запись по горячим следам, пока не разошлись. Назавтра была практически суточная непрерывная сессия».
До сих пор непонятно, чьей идеей был легендарный ход на бас-гитаре, определивший звучание целой композиции. Басист Джон Дикон считал автором Боуи, Мэй и Тэйлор утверждают, что рифф создал Дикон. А Боуи пишет, что рифф уже существовал, когда его приняли в совместную работу. Кто именно стал автором, и по сей день остаётся неизвестным.
В композиции «Under Pressure» говорится, что каждый из нас подвержен давлению общей цивилизации и лишь любви под силу освободить человека. Вариация, изданная сорокапяткой, оказалась абсолютным хитом в Англии, Голландии и Аргентине, а в прочих странах заняла позиции в Топ-10. В США ей отвели 29-ю позицию.
Издание альбома
«Hot Space» издан в мае 1982-го, и отношение к нему сразу было неоднозначным. Старые поклонники оказались не особо удовлетворены отходом от тяжёлого рока и обесцениванием их музыкальных предпочтений. Но, если говорить об уровне продаж, альбом одобрила широкая аудитория, и он оказался лидером в ряде стран, занял 4 позицию в Великобритании, только в Штатах — 22-ю позицию Биллборда.
Майкл Джексон, когда-то друживший с Квинами, говорил, что альбом «Hot Space» сильно повлиял на его «Thriller».