История: Альтернативная музыка — Музыкальный стиль


альтернативная музыка

Представители альтернативы не боятся, что их «не поймут», у них нет цели достичь первых строчек хит-парадов и стать звёздами. Они делают ту музыку, которая им нравится, и не оглядываются ни на кого — ни на менеджеров и продюсеров (советующих убрать «кривой» звук и добавить «гитарок», чтобы альбом лучше продавался), ни на массового слушателя.

Альтернативная музыка — противопоставление

Обычно альтернативной музыкой или альтернативой (фр. alternative, от лат. alter — «один из двух») называют совокупность течений, существовавших приблизительно с 1985 по 1995 г. Она включает грандж, лоу-фай, индастриал и др. Характерная черта этих течений — противопоставление себя шоу-бизнесу.

Представители альтернативной музыки, как правило, выпускают пластинки на маленьких независимых фирмах звукозаписи — «инди». С середины 90-х гг. многие группы альтернативы обрели коммерческий успех и перешли подкрыло крупных звукозаписывающих компаний — мейджоров (major — «больший», «главный»). Для обозначения коллективов, не вписавшихся в общую систему, начали использовать термин инди-рок (indie rock, от independent — «независимый» и «рок»). Это название подчёркивает свободу музыкантов от диктата мейджоров — жёстких цензоров, отвергающих в музыке всё, что может повредить продаже записей.

Рубежом, разделившим альтернативу на два периода, стал колоссальный коммерческий успех грандж-группы «Нирвана», который принёсей альбом «Пустяки!» (Nevermind, 1991 г.).

Альтернативная музыка — грандж

Само течение грандж (grunge) появилось задолго до прорыва «Нирваны» в хит-парады, музыкальное телевидение и прочие коммерческие средства массовой информации. Корни его уходят в 60-е гг. — к «гаражному» року . Эта музыка отличалась, с одной стороны, агрессивностью и энергией, с другой — нехваткой профессионализма, «грязным» звучанием гитар, случайным или намеренным отходом от стандартов построения композиций. Группы «гаражного» рока считают предшественниками панк-движения.

Грандж зародился в середине 80-х гг. в американском городе Сиэтле (штат Вашингтон). Он соединил небрежность исполнения панка, напор харлкора и мрачное «металлическое» звучание, но добавил некоторую мелодичность в музыку и лиричность в тексты. Для течения характерен надрывный вокал, призванный передать полную безысходность и отчаяние. Такая музыка оказалась созвучна пессимистическим на строениям, охватившим американскую и европейскую молодёжь в начале 90-х гг. И неудивительно, что грандж завоевал многомиллионную аудиторию. К его первым исполнителям относят группы из Сиэтла: «Саундгарден» (Soundgarden), «Мелвинз» (Melvins) и др.

На волне популярности получили известность коллективы, игравшие достаточно нестандартный материал: «Перл Лжэм» (Pearl Jam), «Смэшинг Пампкинз» (Smashing Pumpkins) и др.

Альтернативная музыка — пересечение

В конце 70-х гг. начался процесс смешения различных стилей и направлений, прежде всего с панком. В результате появился кроссовер (crossover — «пересечение»). Помимо панка основными его составляющими послужили хард-рок, хэви-метал, фанк и рэп. Наиболее яркие представители — группы «Ред Хот Чили Пепперз» (Red Hot Chili Peppers) и «Фейт Ноу Mo» (Faith No More).

Сочетание панка с хэви-металом (как правило, с преимущественным влиянием первого) назвали хардкором. Группы этого течения на рубеже 70-80-х гг. противопоставили себя не только меинстриму, но и самому панк-движению, становившемуся всё более коммерческим. В 90-х гг. и традиционный хардкор претерпел изменения, скрестившись с индастриалом и рэпом. Ведущие группы подобного хардкора — «Байохезард» (Biohazard) и «Про-Пейн» (Pro-Pain). Эти коллективы исполняют ритмичную, быструю музыку с «ревущим» вокалом и рваными гитарными партиями, а музыканты, входящие в них, отличаются агрессивным внешним видом (короткие стрижки, мощные бицепсы и т.д.).

Альтернативная музыка — лоу-фай

На рубеже 80-90-х гг. в недрах альтернативной музыки возникло течение лоу-фай (lo-fi, сокращённое от low fidelity — «низкое качество»). Изначально этот термин был просто характеристикой качества записи конкретной пластинки. Но в конце 80-х гг. сложились группы, которые сознательно использовали эстетику плохого качества в своём творчестве.

Они записывали альбомы на бытовых четырёх-дорожечных магнитофонах «в живую» (все инструменты одновременно), часто в домашних студиях, фиксировали по сторонние шумы — свист чайника, крики детей с улицы и т. д.

Лоу-фай-группы выступили как альтернатива качественной записи — хай-фай (hi-fi, сокращённое от high fideli ty — «высокое качество»), при которой из музыки нередко исчезала жизненность и непосредственность. В музыкальном плане течение лоу-фай отражало разные направления — от простых поп-песенок  до экспериментальных композиций.

У истоков лоу-фай стояла группа «Бит Хэппенинг» (Beat Happening) из города Олимпия (штат Вашингтон). Вокалист Кэлвин Джонсон (Calvin Johnson) ещё в начале 80-х гг. основал фирму звукозаписи «Кей» (К Records) и сначала на кассетах, а потом на пластинках начал выпускать подобную музыку.

Свои песни «Бит Хэппенинг» записывали с первого дубля, с ошибками в инструментальных партиях, с вокалом, не попадающим в ноты, зато такие записи передавали атмосферу живого творческого процесса.

С начала 90-х гг. лоу-фай стало очень популярным, во многом благодаря успеху таких коллективов, как «Себа-до» (Sebadoh) и «Пейвмент» (Pavement). Через несколько лет группы «Бек» (Beck) и «Лиз Фейр» (Liz Phair) окончательно включили лоу-фай в мейнстрим: они воссоздавали низкое качество записи компьютерными способами.

Альтернативная музыка — индастриал

Одно из мощных течений альтернативной музыки — индастриал (industrial — «промышленный», «индустриальный»). Ещё в середине 80-х гг. появились коллективы, которые пытались играть на весьма нетрадиционных инструментах: ударяли молотом по железным листам, включали циркулярную пилу. Самый известный исполнитель подобной музыки — немецкая группа «Айнштюрценде Нойбау-тен» (нем. Einsturzende Neubauten), возглавляемая Бликсой Баргельдом (Blixa Bargeld). Позднее «промышленные» звуки стали искусственно создавать на синтезаторах, в индастриал были при внесены элементы «новой волны»  и некоторых других направлений. К ведущим представителям индастриала помимо «Айнштюрценде Нойбаутен» от носят группы «Министри» (Ministry) из Чикаго, «Лай бах» (нем. Laibach) из Словении, «Круппс» (нем. Die Krupps) из Германии. Со временный индастриал имеет коммерческий успех. Американская группа «Наин Инч Нейлз» (Nine Inch Nails), возглавляемая Трентом Резнором (Trent Reznor), долгое время была одной из самых «продаваемых» в США. Ей не уступают американский певец Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson) и немецкая группа «Раммштайн», добившаяся феноменальной популярности по обе стороны Атлантики.

Во второй половине 90-х гг. появились новые модные выражения: «экстремальная музыка» и «радикальное направление». Однако часто они обозначают музыкальные течения, входящие в мейнстрим. Типичный пример — популярная группа «Лимп Бизкит» (Limp Bizkit). В настоящее время альтернатива — модная и коммерческая музыка; её представители зарабатывают деньги на радикальной риторике.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ГРАНДЖА

Отсчёт существованию гранджа принято начинать с двойного альбома «Зен Аркейд» (Zen Arcade, 1984 г.) группы «Хаскер Дью» (Husker Du) из Миннеаполиса (штат Миннесота). Этот злой, мрачный и очень депрессивный по настроению альбом считается ключевым в истории альтернативной музыки. Несмотря на то что «Хаскер Дью» постоянно провозглашались критиками «главной надеждой Америки», «группой года» и т.д., они не имели ни малейшего коммерческого успеха. В 1987 г. группа распались, а её лидер Боб Моулд (Bob Mould) собрал более успешный в коммерческом плане гранджевый коллектив «Шугар» (Sugar). «Хаскер Дью» (Husker Du) записывались на фирме Эс-эс-ти (SST Records), основанной группой «Блэк Флэг». Эта фирма сыграла важную роль в возникновении гранджа. С ней в 80-х гг. сотрудничала ещё одна предшественница этого направления — группа «Мит Паппетс» (Meat Puppets), а также тогда ещё никому не известные «Соник Юс» (Sonic Youth) и «Саундгарден».

После распада «Хаскер Дью» критикам не пришлось долго ждать замены — на горизонте сразу же появились «Пиксиз» (Pixies). Этот коллектив его лидер Фрэнк Блэк (Frank Black) собрал, поместив в газете объявление: «Требуются музыканты для группы, играющей в стиле «Хаскер Дью». «Пиксиз» добились внушительного успеха, причём самые высокие места в хит-парадах у них были в Великобритании.

Frank Zappa

Американского композитора и мульти-инструменталиста Фрэнка Заппу / Frank Zappa (1950—1993) заслу женно называют «отцом» современной рок-альтернативы. На протяжении всей своей музыкальной деятельности он постоянно создавал новые формы рок-музыки.

Previous История: стиль REGGAE - Рэггей. Музыкальный стиль.
Next Axwell /\ Ingrosso представили свой новый ep «More than you know»