Как известно, существует два вида пиара – черный и белый. Если говорить о последнем, то он, по сути, является единственным законным, уместным и традиционным. Обычно он ведется по заранее подготовленной схеме или алгоритму и предполагает определенные ступеньки или этапы.
Например,
1-я ступень – шумная презентация пластинки,
2-я – пуск рекламного ролика,
3-я – съемка видеоклипа и
4-я – громкая премьера клипа.
Другая схема:
1. Запуск в эфир первого трека или клипа.
2. Запуск второго трека или клипа.
3. Рекламная кампания о предстоящем выходе альбома.
4. Непосредственный выход альбома.
Есть множество других комбинаций – все зависит от фантазии музыканта. Рекламная кампания может быть не такой «денежной», но должна обязательно соблюдаться по этапность и плановость всех мероприятий.
Если говорить о черном пиаре, то он полностью противоположен белому. Он играет на чувствах людей и он внезапен. Такой пиар наглый, неприкрытый и циничный, он неполиткорректный и имеет множество других негативных черт.
Как пример – в одном из интервью можно облить грязью своего коллегу или другую знаменитую личность. На пресс-конференции можно обругать журналиста или устроить на сцене скандальный выпад.
Как бы это не было странным, съемка видеоролика и скандал могут иметь одинаково успешный эффект.
И если на клип нужно потратить кучу денег, то на черный пиар может хватить и пяти секунд. Хотя черные технологии портят репутацию артиста, зато эффект от него в сотни раз лучше. Здесь каждый музыкант решает для себя сам, какие технологии выбрать.
Занимаясь пиаром, нужно приблизительно просчитать отдачу, который может дать тот или иной метод раскрутки.
Самая лучшая отдача для музыканта – это приглашение на выступление, увеличение спроса на пластинки и рост гонораров от выступлений.
И здесь все бы хорошо, но пиар-кампании почти всегда являются очень затратными и не могут быть стабильными.
Следить за протеканием пиар-кампании должен продюсер, поскольку сам музыкант не всегда может увидеть грань между творчеством и рекламой. Спад в кампании можно отследить практически всегда. Обычно он проходит тогда, когда общение со СМИ сводится к минимуму. Впрочем, спады и взлеты зависят от множества прямых и косвенных факторов.
На первых этапах раскрутки можно использовать и специфические методы раскрутки, которые тоже можно назвать своего рода пиаром. Это может исписанный граффити забор с информацией о музыке, треке, сайте. Однако здесь стирается грань не просто с черным пиаром, но и с вандализмом. Еще разновидность – спам на электронную или обычную почту со всеми соответствующими реквизитами.
Как и любая другая реклама, пиар также является творческим процессом. Чем более толковой будет идея и чем метко она попадет в цель, тем эффективней она будет работать. Тем легче музыканту будет добиваться успеха и удерживать его.