Если условно назвать период, охваченный первой частью нашего обзора «детством», то время с 1986 по 1998 год было «юностью и молодостью» Depeche Mode. Участники группы из скромных парней окончательно превратились в рок-звезд, искушенных славой и богатством. На эти годы в истории Depeche Mode приходится больше всего драматических событий.
автор: Андрей Мальцев
Вместе со славой росла усталость и напряженность внутри коллектива, музыканты все меньше времени проводили вместе даже в турне, а в 1995 году из состава группы вышел Алан Уайлдер. Спустя год, у Дэйва Гаана в результате передозировки наркотиков случился сердечный приступ, и врачи буквально чудом вернули его к жизни. Под стать эпохе, Depeche Mode жила на пределе возможностей. Но именно на таком фоне были созданы самые сильные ее альбомы, в том числе, непревзойденные шедевры «Violator» и «Songs of Faith and Devotion».
Black Celebration Depeche Mode
«Black Celebration», как и два предыдущих альбома, группа создавала с Гаретом Джонсом и Дэниелом Миллером. Работа шла не так быстро, как прежде — музыканты провели в студии целых 4 месяца в поисках подходящего звучания. Здесь тоже по-максимуму использовались сэмплы (басовая линия из закольцованного рыка мотоциклетного двигателя, звуки дрели, мячика для пинг-понга, фейерверка — чего только не было), к вокалу применялся эффект эха, а все вместе, как всегда, строилось на фундаменте красивых мелодий Мартина.
У «Black Celebration», под стать названию, мрачное настроение — в придачу к холодному индустриальному звучанию, Гор в текстах все чаще поднимает темы жизни и смерти, смысла жизни и моральных ценностей (в песне «New Dress» Depeche Mode сетуют на то, что пока мир утопает в насилии, все хотят слышать только о том, что у принцессы Дианы новое платье, а в «Fly on the Windscreen» поется о том, что все вокруг напоминает о смерти, и поэтому не стоит ничего откладывать на потом). Характер группы окончательно сформировался.
Depeche Mode — Black Celebration
Depeche Mode была в числе групп, которые писали альбомы интересные от начала до конца, хотя в те годы (как и сегодня в сети) музыка в основном расходились синглами. Получился очень цельный альбом, не похожий ни на одну предыдущую запись группы. «Black Celebration» был сведен без пауз. Мартин Гор исполнил сразу четыре песни (причем, три шли подряд), он же выступил единоличным автором альбома. Диск вышел в начале весны 1986 года (к слову, март оказался «счастливым» для DM: впоследствии на этот месяц выпал выход альбомов «Violator» и «Songs of Faith and Devotion», в марте же выходит и новый альбом «Delta Machine»), и сопровождался тремя синглами. Первым был «Stripped» (спустя годы, эта песня помогла стать знаменитой группе Rammstein, записавшей ее кавер-версию для трибьюта), имевший на второй стороне «But Not Tonight» — симпатичную, но простую песню, которую американский лэйбл группы неоправданно поменял местами с основной. Вторым синглом стала «A Question of Lust» — прекрасная баллада, исполненная Мартином.
Третьм вышел «A Question of Time» — энергичный трек, который особенно раскрылся в концертной версии. Именно на эту песню свой первый видеоклип для DM снял Антон Корбайн (на тот момент еще не признанный клипмейкер, но имевший несколько оригинальных работ, например, клип на «Dr. Mabuse» группы Propaganda). Его снятые на черно-белую пленку ролики создавали ореол загадочности и серьезности вокруг Depeche Mode, в то же время, Антон изящно выдерживал баланс, добавляя, например, кадры с улыбающимися участниками группы, делая их ближе к зрителю. Удачный опыт получил продолжение, и Антон на долгие годы остался режиссером, фотографом, автором обложек дисков и сценографом — в общем, полностью взял на себя ответственность за визуальную сторону Depeche Mode.
Depeche Mode Music For The Masses
Решение назвать новый альбом «Music For The Masses» (вышел осенью 1987 года) дало возможность недоброжелательно настроенным критикам обвинять группу в непомерных амбициях, несмотря на то, что иллюстрация (громкоговорители в пустынном поле) недвусмысленно говорила об ироническом контексте. Уж точно это не означало, что музыка Depeche Mode стала вдруг массовой, хотя здесь и потребуется одно уточнение. Складывалась парадоксальная ситуация: оставаясь альтернативной группой, чьи синглы часто вовсе не попадали в хит-парады, она собирала на концертах полные стадионы. DM стала головной болью для тех, кто любит вешать ярлыки и все раскладывать по полочкам — она не была в привычном понимании ни рок- , ни поп- , ни экспериментальной группой, но ее с интересом слушали любители самой разной музыки.
Не оцененная по достоинству на родине, команда все больше ориентировалась на Америку, и, как вскоре стало ясно, не даром. Новаторство Depeche Mode наконец обрело своих поклонников и последователей. Считается, что музыка группы оказала особое влияние на развитие альтернативной сцены в США, техно-музыки и хауса, который вскоре обрел повсеместную популярность, в частности. «Music For The Masses» продюсировал Дэйв Бэскомб (его предыдущей работой был альбом Питера Гэбриела «So»). Сингл «Strangelove», предварявший альбом, породил не только приличное количество официальных, но и несчетное число «кустарных» ремиксов — песня определенно вдохновляла на творчество диджеев. Она не забыта и по сей день: например, совсем недавно две ее кавер-версии (в исполнении Friendly Fires и Bat For Lashes) были использованы в рекламной кампании «Gucci».
Вслед за «Strangelove» вышел сингл «Never Let Me Down Again», на обложку которого был помещен фрагмент карты СССР — за «железным занавесом» в этом видели определенный месседж, хотя на самом деле, песня если и была о свободе, то совсем иного рода. «Never Let Me Down Again» стала хитом, и с тех пор регулярно исполняется на концертах (именно под нее принято синхронно размахивать руками, что демонстрирует потрясающее единение всех поклонников группы). Третий сингл «Behind The Wheel» (вышел в последние дни декабря 1987 года) был очевидно танцевальной записью. Би-сайд впервые включал кавер — Мартин исполнил ставшую джазовым стандартом песню «Route 66», и хотя до него это делали множество раз, в том числе и такие исполнители, как Чак Берри и The Rolling Stones, его версия получилась очень удачной, и наверняка положительно повлияла на продвижение сингла в США.
Был и еще один сингл, стоящий в дискографии группы особняком. Мелодичная баллада «Little 15» была напечатана отдельно только во Франции, хотя сингл все равно разошелся по европейским странам, и в некоторых даже попал в чарты.
Во время второй части американского турне в поддержку «Music For The Masses» американский документалист Ди Эй Пеннебейкер снял фильм о группе. На нем, в частности, запечатлено выступление Depeche Mode на стадионе «Rose Bowl» в Пасадене, который прежде не удавалось заполнить ни одной рок-звезде. «101» прошел в кинотеатрах, где собрал приличную кассу — премьера сопровождалась ажиотажем, сравнимым с живыми выступлениями группы. Позже фильм вышел на кассетах, а звуковая дорожка концерта стала первым лайф-альбомом Depeche Mode (синглом к нему выступила версия песни пятилетней давности — «Everything Counts»). В 1989 году вышел и фильм Антона Корбайна: «Strange» включал все клипы DM, снятые режиссером на тот момент, объединенные общим сюжетом.
Depeche Mode — 101
Вслед за Аланом Уайлдером, который в 1986 году запустил музыкальный проект «Recoil», сольную запись сделал и Мартин Гор. Но на мини-альбоме «Counterfeit» он исполнил песни не собственного сочинения (что следует из названия): диск продолжительностью 25 минут включал 6 треков, в том числе кавер-версию песни дуэта Sparks, которым всегда восхищался Мартин. Также в отличие от работ Алана, который рассматривал Recoil как противопоставление музыке, которой он занимался в группе, звучание альбома Мартина было вполне в духе Depeche Mode, разве что скорее на стадии демо-версий.
Тем временем, группа уже побывала в студии с новым продюсером, и в конце лета 1989 года представила первый сингл из готовящегося альбома. Это была песня «Personal Jesus».
Depeche Mode Violator
При работе над альбомом «Violator» группа во многом отошла от привычных схем. Мартин Гор стал предоставлять максимально сырые демо-версии своих песен, над усовершенствованием которых группа работала сообща. Материал альбома был записан аж в пяти различных студиях.
«Violator» вошел в золотой фонд альбомов, которые практически совершенны с технической точки зрения — его, как правило, имеют в своих фонотеках аудиофилы. Звучание пластинки вне времени — на самом деле, сложно поверить, что он создавался почти 25 лет назад. Большая заслуга в этом отводится Марку Эллису, более известному под псевдонимом Флад (он работал с Ником Кейвом, U2, Nine Inch Nails и многими другими. Ему же доверили микширование нового альбома Depeche Mode «Delta Machine»). Флад с Аланом идеально дополняли друг друга, и вместе с еще одним помощником — Франсуа Кеворкяном, а также незамененимым Дэниелом Миллером, нашли то уникальное звучание, за которое так ценится альбом. Музыканты вернулись к использованию гитар. Группа не изменила основной идее, оставаясь электронной, но обогатила звучание живыми инструментами.
«Violator» (со знаменитой «кровавой» розой на обложке) — в полной мере концептуальная работа, в которой нет выбивающихся из общей канвы песен — все они кажутся на своем месте, и перетекают из одной в другую, как будто рассказывая одну историю. В некоторых песнях используются общие звуки, усиливая их связь. «Первой ласточкой» альбома стал сингл «Personal Jesus» (с би-сайдом «Dangerous») — довольно рискованный выбор, учитывая неожиданное звучание и текст, который мог быть истолкован двояко, тем более, в религиозной Америке. Но он оправдал себя полностью: песня с запоминающимся гитарным рифом и сэмплами живых ударных, сопровожденная ироничным клипом Корбайна с музыкантами в ковбойских шляпах, прочно засела в головах публики, и за полгода до выхода альбома спровоцировала ажиотажный спрос на него. «Personal Jesus» стал визитной карточкой группы, песню перепели множество музыкантов, даже Джонни Кэш записал свою версию, а спустя годы ее выпустил синглом Мэрилин Мэнсон.
Но за полтора месяца до релиза «Violator», группа сделала, не иначе как, «контрольный выстрел», выпустив свой второй сингл «Enjoy The Silence». Вероятно, по-началу никто не мог предполагать, что песню ждет такое будущее — ей была уготована участь баллады, но «колдовство» в студии внезапно превратило трек в хит номер один. Красивая мелодия, гитарные сэмплы, текст о том, что «слова могут лишь причинять боль» и новый образ Дэйва Гаана, в костюме короля бредущего в новом клипе Антона Корбайна по красивейшим и уединенным местам Европы с шезлонгом подмышкой, буквально загипнотизировали всех, и сделали «Enjoy The Silence» самым продаваемым синглом года.
Выход «Violator» (март 1990 года) сопровождала истерия, которой, по утверждению журналистов, Америка не видела чуть ли не со времен The Beatles. На автограф-сессию группы в Нью-Йорке пришли 17 тысяч фанатов, что стало полной неожиданностью для всех. Съемки этого события напоминают репортажи о катастрофах: район оцеплен сотнями полицейских, в небе трещат вертолеты. Продажи альбома довольно быстро достигли отметки в 6 миллионов.
Вскоре вышли еще два сингла — в мае появился «Policy Of Truth» (с би-сайдом «Kaleid», выполнявшим роль интро в турне), в сентябре — «World In My Eyes» (с парой новых песен — «Happiest Girl» и «Sea of Sin»). Свою версию «World In My Eyes» для трибьюта Depeche Mode в 1998-м записала группа The Cure, на которую когда-то равнялись Винс и Флетч. Клипов к альбому было создано на два больше, чем синглов: Антон Корбайн снял видео к «Halo» (где впервые появляется в эпизоде лично) и к финальной песне «Clean». Все 6 роликов позже вышли в виде фильма «Strange Too».
В 1991 году были отпечатаны первые бокс-сеты: три коробки, каждая из которых содержала по 6 дисков с первыми 18 синглами (в 2004 году вышел очередной набор из 18 дисков, и можно предположить, что в обозримом будущем может появиться и третий).
Depeche Mode Songs Of Faith And Devotion
Машина Depeche Mode все время двигалась только вперед, и не думала останавливаться. Записывая новый альбом, группа снова решилась на новые смелые эксперименты со звуком, но не просто не прогадала, а попала в самое «яблочко». «Songs Of Faith And Devotion» (март 1993 года) стал первым альбомом, который поднялся до первого места как в США, так и на родине группы в Великобритании, а также еще в целом ряде стран. Теперь все, что касалось Depeche Mode, было с приставкой «мега-». Через 13 лет после основания, группа окончательно покорила планету. Завораживающие мелодии, масштабный саунд, привлечение для записи живого оркестра, стильные обложки, яркие видеоклипы, новый имидж Дэйва аля Иисус, и конечно глобальное мировое турне, для которого Антон Корбайн придумал потрясающую двухэтажную сцену с гигантскими экранами (он же срежиссировал съемку «Devotional», за что был выдвинут на соискание премии Грэмми) — казалось, если бы можно было придумать что-либо еще более крутое, это обязательно было бы использовано.
Ничего подобного не было в истории группы не до, не после. Хотя все имело обратную сторону: как известно, выматывающий график, в котором, по сути, группа пребывала с момента своего рождения, привел к ужасным последствиям, упомянутым в начале этой главы, и Depeche Mode за малым не прекратила существование, поэтому, наверное, сожалеть об этом все же не стоит.
Первым синглом, вышедшим за месяц до альбома, стал «I Feel You». Автор статьи, впервые слушая этот, переписанный с винила на аудиокассету трек, был напуган его первыми звуками, так как они производили эффект «зажеванной пленки»: новые Depeche Mode шокировали с первых секунд. Нойзовое вступление, тяжелый гитарный рифф и Гаан, который уже не просто повествовал, но почти кричал, производили шокирующее впечатление, которое только усиливал его внешний облик, продемонстрированный в новом клипе Антона Корбайна: отпустивший бороду и длинные волосы, худощавый, он больше напоминал вокалиста грандж-группы, чем привычного Дэйва из Depeche Mode в косухе и белых джинсах.
Такое эффектное возвращение никого не оставило равнодушным, и если старые фанаты некоторое время оправлялись от шока, то те, кто прежде со скепсисом относился к Depeche Mode, обратили на нее самое пристальное внимание. Казалось, в 93-м группу слушали все, кто в принципе интересовался музыкой.
Переехавший в Америку Дэйв вдохновлялся группами вроде Jane’s Addiction, и хотел чтобы Depeche Mode двигалась в сторону более рокового звучания, использования живых инструментов. Так совпало, что Мартин в тот момент стал писать именно такие песни, которых и жаждал Дэйв — демо-версии блюзовой «I Feel You» и госпела «Condemnation» привели его в восторг. Желание сделать нечто совершенно отличное от «Violator» было и у Алана с Фладом, оставшимся в роли продюсера. В результате получился выдающийся альбом, который не был похож не только на прежние работы группы, но не на чьи-либо вообще. Сделав упор на живое звучание, музыканты много экспериментировали в студии, устроенной в отдельно стоящем доме под Мадридом, куда группа в полном составе поселилась на время сессии. Алан играл на ударных в подвальном помещении виллы, где была очень интересная акустика. Там же был записан вокал Дэйва для «Condemnation», и по всеобщему мнению, это одна из лучших работ вокалиста. Помимо подходящих с технической точки зрения условий, сами песни «Songs Of Faith And Devotion» казались Дэйву написанными специально «под него», и потому он очень глубоко проникся ими, и вложил всего себя в запись.
Альбом сопровождали еще 3 сильных сингла — «Walking In My Shoes» (с довольно сильным би-сайдом «My Joy», который изначально был претендентом на включение в альбом), «Condemnation» (клип на который пришлось срочно заменить фрагментом из концертного фильма «Devotional», так как в первой версии Корбайна Дэйв вызывал явные ассоциации с Христом, и ролик не брали на телевидение) и «In Your Room», с которым тоже произошла заминка, так как исходная версия не очень подходила на роль сингла. Ремикс сделали Бутч Виг и Дюк Эриксон, которые через некоторое время организовали группу Garbage. Бывший продюсер Nirvana Виг добавил новые гитарные партии, но по общему мнению, песня в его версии потеряла многое от своего изначального обаяния.
На концертах последовавшего за выходом альбома турне, аранжировки песен существенно отличались от альбомных. Над ними вместе со Стивом Лайоном в своей домашней студии работал Алан Уайлдер. Позже концертные версии удостоились отдельного релиза: «Songs Of Faith And Devotion Live» стал вторым «живым» альбомом DM, но, в отличие от «101», не являлся записью целого концерта — его трек-лист полностью повторял оригинальный альбом.
Во время тура «Devotional» и его продолжения «Exotic Tour» Алан Уайлдер впервые оказался за барабанной установкой, но эти выступления стали и последними для него в составе Depeche Mode. Когда Винск Кларк покинул группу в 1981 году, оставшаяся троица серьезно переживала за свое будущее, но когда о своем уходе заявил Алан, в то время как Дэйв пребывал в очень плохой форме, и не мог исполнить на приличном уровне ни одну вокальную партию, Мартин и Флетч, вероятно, думали, что это действительно конец всему. Но после того, как Дэйв дошел практически до предела в своем наркотическом падении, и после очередной передозировки его сердце остановилось на две минуты, он каким-то образом смог найти силы изменить ситуацию, и, пройдя курс реабилитации, покончил с зависимостью. Группа, уже втроем, и с новым продюсером Тимом Сименоном, возобновила работу над новым альбомом «Ultra», который вышел весной 1997 года. На одной песне в альбоме («Sister Of Night»), как напоминание о страшных днях, остался вокал Дэйва, записанный еще до его излечения.
Depeche Mode Ultra
Первым синглом с альбома «Ultra», работа над которым растянулась почти на два года, стал «Barrel Of A Gun» (февраль 1997 года). Поклонники группы затаив дыхание ждали первую песню Depeche Mode за 4 года, и гадали, как она будет звучать. Наверное не так сильно, как 4 года назад «I Feel You», но она тоже удивила всех. Жесткая, болезненная, с напряженным вокалом Дэйва, сопровождаемая клипом Корбайна, в котором одурманенный вокалист в шубе, украшенной лампочками, с закрытыми глазами и нарисованными на веках зрачками бродит по лабиринту, она, казалось, рассказывает о недавних злоключениях, и после такой премьеры представлялось, что весь альбом будет выдержан в подобном духе. Но вслед за «Barrel Of A Gun» синглом вышла песня «It’s No Good» — на контрасте она даже казалась исполненной другой группой — приятная мелодия, въедливый хук в припеве и красивый возвышенный вокал Дэйва в куплетах, она перечеркивала впечатления от первого сингла и вносила сумятицу в прогнозы относительно содержания альбома. Клипы, хотя были сняты одним режиссером, различались так же сильно, как и саунд песен. В «It’s No Good» Корбайн (снова появляющийся в эпизоде, где он представляет группу, называя песню «Too Good», после чего роняет микрофон) показал Дэйва рок-звездой, лучшие времена которой позади. В костюмах с блестками, вместе с двумя танцовщицами, музыканты играют под фонограмму в гостиничных ресторанах, где их никто не слушает — это ироничное видео сложно смотреть без улыбки.
«Ultra» оказался не таким, как «Barrel Of A Gun», и не таким, как «It’s No Good» — в целом он был более спокойным. Оказалось, что группа сделала крен в обратном направлении — в том смысле, что электроники стало больше, хотя, в то же время, еще больше стало и живых инструментов. Звук стал вывереннее, в нем не наблюдалось такой свободы, как на «Songs…» — скорее, он был ближе к «Violator». В записи «Ultra» приняли участие многие сессионные музыканты: бас, ударные и перкуссия, гитара — здесь все исполнялось приглашенными профессионалами, и это стало отличительной чертой альбома. Дэйв восстанавливал голос на занятиях с «тренером по вокалу», который даже оказался указан в титрах альбома. Диск включал несколько сильных синглов, но не был таким же монолитным, как предыдущие. В ту пору можно было слышать отзывы о нем в духе «пусть так, хорошо уже что он вообще вышел», хотя по прошествии времени, когда появилась возможность оценить работу непредвзято, большинство критиков сошлись на том, что это очень хороший приблюзованный альбом со своим уникальным звучанием и настроением, где в идеальной гармонии сосуществуют электроника и живые инструменты.
Мартин исполнил здесь одну из лучших своих песен — «Home», в которой вновь присутствуют оркестровые вставки. Она стала третьим синглом, а четвертым была выпущена песня «Useless» с мощной гитарой, басом, ударными — c ней группа снова выходила на поле рок-музыки (в Штатах обе песни вышли на одном диске). Заключительную песню «Insight» Мартин и Дэйв исполнили дуэтом. У группы не было в запасе песен, поэтому в качестве оригинальных би-сайдов вышли две инструментальные композиции — «Painkiller» и «Slowblow».
Альбом стал «золотым» во многих странах, достиг первого места в Великобритании и пятого в США. Его суммарный тираж в первый год продаж превысил 4 миллиона экземпляров.
Depeche Mode впервые не отправилась в турне в поддержку нового альбома, дав только несколько промо-выступлений, и предоставив Дэйву дополнительный запас времени для восстановления кондиций. Тур стартовал через полтора года — осенью 1998-го, и был приурочен к выпуску второй компиляции, подытоживающей обозреваемый в этой главе период — «The Singles 1986-1998». Российские поклонники DM стали одними из первых, кто увидел группу в новой реинкарнации: тур стартовал 2 сентября в эстонском Тарту, а уже 5 сентября музыканты сыграли свой первый концерт в Москве (место Алана на сцене заняли сразу два приглашенных музыканта — Питер Гордено за клавишами и Кристиан Айнер за барабанами. Они остаются неофициальными участниками группы по сей день). С Аланом группа так ни разу и не выступила в России, но он все-таки приехал в Москву в 2007 году, представляя альбом Recoil «Subhuman».
Сборник вышел на двух дисках, и включал 21 сингл Depeche Mode, в том числе новый, записанный с продюсером «Ultra» Тимом Сименоном, «Only When I Lose Myself». Помимо этого, состоялся перевыпуск первой коллекции синглов «The Singles 81-85».
1998 год также ознаменовался выпуском трибьюта «For The Masses», на котором песни Depeche Mode были сыграны упомянутыми выше группами The Cure, Rammstein, а также Smashing Pumpkins и многими другими. На сборник не попала версия «Personal Jesus» Мэрилина Мэнсона (он не успел закончить ее вовремя, и выпустил вскоре отдельно), и это, возможно, единственное, чего не доставало сборнику, который и без того стал одной из лучших в своем роде компиляцией кавер-версий. В России вышел свой трибьют — двухдисковый альбом «Депеша для Depeche Mode» включал песни, исполненные Найком Борзовым, Пелагеей, Дельфином, группами Браво, Tequilajazzz, Скрябiн и другими.
Сложный период в истории группы завершился: пусть не в полном составе, но команда вернулась в строй, турне прошло без серьезных происшествий (хотя в ходе него Дэйв на время терял голос), все постепенно налаживалось, и в новый век сами музыканты, как и их по-прежнему многочисленные поклонники, входили с оптимизмом.