Текст: Дмитрий Сосновский

Когда человек выходит из пубертатного возраста, он одновременно расстается со многими предрассудками и стереотипами. В частности, многие любители всяческого рода гитарной музыки — и особенно те, кто называют себя «рокерами», — меняют свое отношение к «электронике». Публикуемый сегодня список альбомов призван помочь новоиспеченным «меломанам» полюбить электронную музыку в ее разнообразии.

Так получилось, что именно Depeche Mode стали иконами стиля synth pop, затмив в невнимательных глазах современного слушателя все, что было до них, и повлияв на все, что было позже. Ключевую роль в этом сыграл седьмой студийный альбом группы Violator. Нелепо считать, что диск примечателен только двумя всем известными хитами: Violator — отличный пример мощного монолитного альбома, каждая из песен которого является неотъемлемой его частью. Группа записала много классных пластинок, но Violator остается неприступной вершиной не только для ее авторов, но и для всей современной электронной поп-музыки.


The Prodigy — Music For The Jilted Generation (1994). Возвращаемся в девяностые, которые невозможно вспоминать без энергетического взрыва, произведенного парнями из английской глубинки. «Музыка брошенного поколения» разорвала все шаблоны, вынесла The Prodigy в лидеры мировой музыкальной индустрии и сделала новый стиль — электронный big beat — главным блюдом дискотек всего мира. Постепенно Европа узнавала имена и других героев жанра — The Crystal Method, The Chemical Brothers, Propellerheads. Присоединился к ним и британский музветеран Норман Кук, по такому случаю переименовавшийся в Fatboy Slim. Вся эта честная компания достойна самого пристального внимания любителей хорошей музыки (вовсе не из-за дурной ностальгии по школьным дискотекам, как скажем, в случае плебс-рейверов Scooter), а начать изучение мы советуем со второго альбома The Prodigy.


CAMOUFLAGE — Love is a shield — 1989 Просто я люблю эту группы за своеобразную и оригинальную музыку, за особый стиль. Есть конечно некое сходство с депеш мод, но насчёт подражания я бы поспорил. У депешей более тяжёлый и более насышенный саунд. Camouflage намного мелодичнее и электроннее, а также более дущещепательнее на мой взгляд. Мне особенно нравится альбом MeanWhile. Здесь они точно не похожи на депешей.


Kraftwerk — Radio-Aktivitaet (1975). Вышел альбом, без которого ни Depeche Mode, ни многое другое не могли бы состояться. Дюссельдорфская группа Kraftwerk, которая сначала стояла в рядах пионеров немецкой психоделической электроники, получившей название Krautrock (явление, безусловно достойное отдельного рассмотрения), вдруг «механизировала» свой образ, а вместе с ним — и звук. Началось это с альбома Autobahn (третьей официальной пластинки коллектива), а окончательно новый стиль этих «The Beatles электронной музыки», новоявленных законодателей мод в культуре своих современников и королей ретрофутуризма сформировался на диске Radio-Aktivitaet. Вообще слушать дискографию любому представителю прогрессивного человечества необходимо полностью. А начать лучше с немецкой версии альбома 1975 года.


Autechre — Incunabula (1993). Веха в становлении IDM — «умной танцевальной музыки», как ее неловко окрестили музыкальные критики. Собственно, танцевального в этих звуках, устроивших очередную музреволюцию в девяностых годах прошлого века, почти ничего нет. Вместе с безумным ирландцем Aphex Twin эти англичане сказали действительно новое слово в музыке. И первые два альбома дуэта до сих пор остаются эталоном атмосферной электроники. А для любителей звуковых интеллектуальных упражнений есть остальные работы Autechre, а также продукты удалого веселья Aphex Twin и примыкающих к нему проектов. А потом можно переходить к богатому и разнообразному эбмиентовому наследию Брайана Ино.