Почему большинству подростков не нравится классическая музыка?


Будучи классическим пианистом и кларнетистом (о, и я думаю, что я всё ещё и немного подросток тоже), я отвечу на этот вопрос, основываясь на своих собственных наблюдениях и взаимодействиях с людьми на протяжении многих лет.

Во-первых: сам вопрос делает неявное предположение, что взрослые любят классическую музыку больше, чем подростки. Я обнаружила, что это лишь отчасти верно — взрослые просто немного меньше говорят об этом.

Во-вторых: из опыта работы с классическими информационно-разъяснительными программами для детей разного возраста — именно малыши и очень маленькие дети наиболее восприимчивы. Если мы попытаемся заговорить с ними, они не удерживают на нас внимания больше, чем несколько секунд. Но воспроизведение музыки удерживает их внимание гораздо дольше, часто изменяя выражение лица или заставляя двигаться под музыку. Эти реакции постепенно уменьшаются в старших возрастных группах, когда дети выясняют, что «круто», а что нет, предполагая, что нельзя недооценивать роль общественного мнения в формировании (не)удовольствия от классической музыки.

Тем не менее, вот, по-видимому, самые распространенные причины, по которым подростки (и взрослые) не любят классическую музыку.

Негативный опыт обучения.

Когда я говорю кому-то, что училась и играла на фортепиано в течение 14 лет, стандартная реакция звучит примерно так: «О, я помню, как мои родители заставляли меня брать уроки игры на фортепиано… Я бросил, когда мне было <вставить сюда однозначное число>. Занятия были такими скучными и однообразными, а мой учитель всегда кричал на меня. Классическая музыка просто была не моей вещью».

Если бы я получала доллар всякий раз, когда это слышала, я бы уже давно оплатила своё обучение в Массачусетском технологическом институте…

Есть действительно преданные своему делу, талантливые учителя. Но есть также множество посредственных, желающих показать своих 9-и 10-летних учеников на сложных пьесах, далеко за пределами их реальной досягаемости. Есть также учителя, предписывающие всем подряд что-то вроде «играйте это под метроном 3 раза каждый день», никогда не обсуждая музыкальность. Если исполнитель не вовлечён эмоционально в то, что он играет, это всегда будет рутиной.

Отсутствие необходимого кругозора в классической музыке. Другими словами, Моцарт — это не Шопен.

Судить обо всём жанре, основываясь на одном (или нескольких) композиторах — это все равно что сказать «мне не нравится жить в США, потому что Нью-Йорк слишком дорогой и многолюдный».

Мне посчастливилось вырасти с потрясающим учителем фортепиано (он же моя мама), так что я получила возможность услышать и узнать о большом разнообразии музыки, когда росла.

У большинства классических музыкантов есть свои предпочтения: вы найдёте людей, которые ненавидят Баха, и людей, которые живут ради него. И хотя я выросла, изучая много Гайдна и Бетховена, я бы предпочла слушать Рахманинова или Чайковского. Кроме того, вкусы людей меняются с течением времени, когда они накапливают жизненный опыт — первую любовь, разбитое сердце, горе, потерю, ностальгию — список можно бесконечно продолжать.

Стоит также отметить, что классическая музыка пробилась в популярные современные фильмы, и люди часто не осознают этого. Например, «Список Шиндлера».

Короткий период внимания и желание получить мгновенное удовлетворение.
Средняя поп-песня занимает чуть меньше 4 минут. (Это число немного выше для некоторых других жанров, но не намного). За это время вы почти наверняка услышите припев в течение первой минуты, и, вероятно, ещё два или три раза, прежде чем песня закончится — каждый раз довольно похожим образом.

Хотите верьте, хотите нет, но большая часть классической музыки включает в себя ту же самую стратегию раннего введения мелодии и её частого повторения. Но боже упаси, чтобы вам пришлось просидеть 45-минутную симфонию или даже 15-минутную пьесу именно для такого удовольствия.

В эпоху, когда электронная коммуникация сблизила мир, вполне естественно, что общий объём внимания уменьшается…

И, наконец — всегда найдутся люди, которые предпочтут другие жанры музыки классике, точно так же, как некоторые люди предпочитают чай кофе или футбол волейболу. Все мы — индивидуумы, имеющие право на собственные симпатии и антипатии. Если бы у нас были одни и те же вкусы, у нас не было бы такого поразительного разнообразия искусства и культуры.

По материалам публикации (англ.).

Previous Смешные обложки альбомов - и музыка, которая стоит за ними
Next Как развлекались россияне, когда рухнул СССР